ГБОУ Борский психологический центрПонедельник, 20.05.2024, 14:11

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Статьи [122]
Презентации [15]
Материалы [13]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Статьи

Азбуку учат
Интересно, как часто сейчас вспоминают старинную русскую поговорку – азбуку учат, на всю избу кричат? Опыт показывает, что и в наше время кричат. Хорошо, если «кричат азбуку». Чаще кричат на ребенка, обвиняя его в бестолковости, тупости и прочих «грехах». 
Народная мудрость напоминает нам, что учение – тяжелый труд. С высоты своего жизненного опыта взрослому кажется, что научиться читать, писать и считать просто. И приводят в пример себя или других, более успешных детей. В качестве положительного примера. Так ли это на самом деле? Вы хорошо помните, как вы учились читать? Я – не помню. Надо бы у мамы спросить, как мне давалось обучение грамоте. 
Из истории педагогики известно, что в русской школе всегда прежде всего учили детей читать, а потом уже писать и считать. Думаю, что предположение: каждый обучающийся чтению испытывает определенные трудности - будет правильным. Кому-то трудно запомнить буквы без картинок, кому-то – «сливать» буквы в слоги, слоги – в слова. А кому-то нелегко понять то, что прочитал(а). И как же трудно научиться «выразительно» читать! 
Способ чтения, его правильность, скорость, осмысленность и выразительность – все это грани одного понятия - навык чтения. Несформированный навык чтения мешает успешному обучению и по другим предметам, так как чтение – навык обще учебный. Как сформировать у ребенка этот навык, чтобы весь процесс обучения чтению не сводился бы только к технике чтения, но и формировал читательский интерес, развивал речь? 
Многие родители хотели бы помочь собственному ребенку научиться читать бегло, понимать смысл прочитанного, сделать чтение интересным и необходимым занятием всей его дальнейшей жизни. Однако только некоторые из них могут с этим справиться без долгих и скучных наставлений, психологического давления и ущемления интересов школьника. 
Разработано много разных рекомендаций для родителей по развитию навыка чтения и читательского интереса у детей. В этой статье я предлагаю всего несколько игр и упражнений, которые помогут родителям младших школьников превратить занятия с ребенком по чтению в незабываемую увлекательную игру. 
Главные достоинства этих игр: «соучастие», живое общение самых близких и родных людей, совмещение полезного с приятным. Еще одно их достоинство – минимум подготовки к организации и проведению. 
• Настольная игра «Пексесо. Азбука» (проще говоря – парные картинки, карточки) 
Чему учится ребенок: запоминает графический образ печатной (1, 2, 3 варианты игры) и рукописной буквы (4, 5 варианты) на зрительном уровне, зрительно-двигательном уровне (во время совместной подготовки карточек). 
Вариант 1 
Подготовка: приобретите 2 одинаковых листа разрезной азбуки на картоне, разрежьте их. Кстати, дети с удовольствием помогут вам. У вас получится 32 пары карточек с буквами и картинками (за исключением букв Ъ и Ь, Ы; карточки с этими буквами без картинок). 
Ход игры: 
Карточки тщательно перемешиваются и раскладываются на столе рубашкой вверх в 8 рядов по 8 карточек. Первоначально можно использовать меньшее количество карточек – 10,12, 16, 20 и т.д. 
Участники игры располагаются вокруг игрового поля/стола и получают свой ход по порядку. 
Каждый игрок, получив ход, имеет право перевернуть картинкой вверх одну за другой (а не две сразу) две карточки и оставить их на том же месте. Другие игроки должны видеть, что изображено на картинках. Если карточки разные – ход переходит к следующему игроку, а карточки вновь переворачивают рубашкой вверх. Если карточки одинаковые - игрок забирает их себе. При этом он имеет право перевернуть еще 2 других карточки. 
Игра завершится, когда на игровом поле не останется ни одной карточки. После этого происходит подсчет пар карточек и определяется победитель. 
Можно играть командами. 
Вариант 2 
Подготовка: подготовьте 2 листа разрезной азбуки без картинок на картоне, разрежьте их. Карточки должны быть той же величины, что и карточки из предыдущего варианта игры. И вновь дети с удовольствием помогут вам напечатать буквы и разрезать листы на карточки. Для этого варианта потребуется один набор карточек с буквами без картинок. 
32 карточки с буквами и картинками (за исключением букв Ъ и Ь, Ы; карточки с этими буквами без картинок) и 32 карточки только с буквами. 
Далее см. Вариант 1. 
Вариант 3 
Подготовка: возьмите 2 набора разрезной азбуки без картинок на картоне (см. Вариант 2). 32 пары карточек только с буквами. 
Далее см. Вариант 1. 
Вариант 4 
Подготовка: подготовьте 2 листа рукописных букв без картинок на картоне, разрежьте их. Карточки с крупными рукописными буквами должны быть той же величины, что и карточки из предыдущих вариантов игры. Можно привлечь детей на помощь. Они могут обвести карандашные наброски рукописных букв и разрезать листы на карточки. Для этого варианта потребуется один набор карточек с рукописными буквами без картинок. 
Далее см. Вариант 2. 
Вариант 5 
Подготовка: возьмите 2 набора рукописных букв без картинок на картоне (см. Вариант 4). 32 пары карточек только с буквами. 
Далее см. Вариант 3. 
Усложнение 
Если игроки достигли в игре высокого уровня, игру можно усложнить, располагая карточки на столе не рядами, а в произвольном порядке, так их сложнее отслеживать. 
• Игра «Бусы». 
Примечание 
Если вам покажется, что название неточное, придумайте свое. Принцип «нанизывания» букв по одной не в алфавитном порядке, с повторением одних и тех же букв, вызвал аналогию при подборе названия игры. 
Чему учится ребенок: запоминает графический образ печатных и рукописных букв на зрительном уровне, зрительно-двигательном уровне (во время совместной подготовки карточек). 
Подготовка: напечатайте несколько строк печатных букв разным шрифтом и разного размера (см. примерные образцы карточек). Возможно «рукотворное» печатание строчек букв разного размера. Желательно привлечь к этой работе ребенка. 
Ход игры: 
Ребенку предлагается прочитать строчку, прибавляя по одной букве. После каждой новой буквы нужно возвращаться на начало строки. Перед началом чтения необходимо договориться о том, что буквам дается звуковое название. 

Карточка 1 
↔ 
а д у д е б м р ш п ы л с н 
о к х т в б з ж г э и е я й 

Карточка 2 
↔ 
ю ъ щ ц ь ц з ф ч с д я й а у 
я н б а у с з ю ь ч ж г о м р е к э ц 
ъ щ и х ш л т п ы д е в л ф у м ш ю з 

Карточка 3 
↔ 
а д у д е б м р ш п ы л с н 
о к х т в б з ж г э и е я й 
ю ъ щ ц ь ц з ф ч с д я й а у 
я н б а у с з ю ь ч ж г о м р е к э ц 
ъ щ и х ш л т п ы д е в л ф у м ш 
п л ы н с о к х т д в ъ е б з ж г э и е ь щ я 
ю ц ч ф р л ы п с ш р м у а к в д т х к о г с н 
е ъ й е ф ь и э г ж з б щ я ч ю ц н а ы у л п з е 
ж и г э ъ я ф ь щ ч ц д ш р п м ы у л ф ж х к т о д 
с в ы н и э г й е ж з е б щ ц ъ ф ч я т ю р ь щ х и ш 
ь ф й т п ы д е ъ л в о е ц э к р ж х ч ш о м ю з с у я б н 
а я й ц у к е н ш г з щ х ъ ф в ы а р п о л д ж э н ч с м и т 
ь б ю е б й з е и э г ж ф в д т х к о н с л п ш р м у й а с г ц ч 
ж н з ю б я у о э щ ь ф и к м р х й е т ш п д ы в л а н у м с б р 
з о я к ш ж ю г ч э х п и ы т ц л д й щ е в ф ь е ъ ф в ы а р п л о д ж 
э ъ х з щ г ж е у ц й я ч с м и т ь б ю э ъ х ж ю б д з щ л ь т о ш г р 
и м п н е а с ч в к у э и ч с м и т ь б ы ы а р п л о д ш д ц ю з ж а 
п ъ ж д в д т х к д х р л о г с ч з х к о н с л э х ь в к ц ю о ч х п л н к т м ь с ч г 
вязфацлйоъльефхщвцдчиюпятблыжегпэкицйфепемвчдятшхнкробсентаюуэмцропналвштовнгрылфдйценуисьдчзйнущлкпдб 

Усложнение 
1. Изменение величины букв на одной строке, изменение шрифта, использование рукописных строчных и прописных и т.д. 
2. Чтение с ускорением. 
• Упражнение «Слоговые дорожки (столбики)» 
Чему учится ребенок: читать слоги, расположенные построчно (в столбик). 
Подготовка: напечатайте несколько строк (столбиков) слогов определенного типа или разных типов достаточно крупным шрифтом и привлеките ребенка к этой работе. Возможно «рукотворное» печатание строчек (столбиков) слогов и на компьютере. Приготовьте разноцветные фишки (или пуговицы) и кубик. Их можно взять из любой настольно-печатной игры-ходилки. 
Ход игры: 
В игре участвуют два-три человека. Участники выставляют выбранные фишки в начале строки (столбика), определяют очередность, бросают по очереди кубик с точками, и делают столько ходов, сколько выпадет точек. Непременным условием является чтение вслух всех слогов, через которые проходит путь игрока. Слог, на котором остановился участник, он записывает на листе (списывает печатными буквами, или переписывает рукописными буквами, или записывает по памяти). Еще одно условие – правильность чтения. За один неправильно прочитанный слог – штраф – один «шаг» назад или невозможность списывания последнего слога (по договоренности участников друг с другом). Игра заканчивается как только первый игрок дойдет до конца строки (столбика). Побеждает тот, у кого будет больше списанных слогов. 
Усложнение 
1. Придумать слово с данным слогом. 
2. Напечатать придуманное слово. 

Упражнение «Словесные дорожки (столбики)» 
Чему учится ребенок: читать слова, расположенные построчно (в столбик). 
Подготовка: напечатайте несколько строк (столбиков) слов определенного типа или разных типов, или словарные слова достаточно крупным шрифтом. Привлеките ребенка к этой работе. Возможно «рукотворное» печатание строчек (столбиков) слов и на компьютере. Приготовьте разноцветные фишки (или пуговицы) и кубик. Их можно взять из любой настольно-печатной игры-ходилки. 
Ход игры: 
См. упражнение «Слоговые дорожки (столбики)». 
Усложнение 
1. Подобрать родственные слова. 
2. Придумать с данным словом предложение. 
• Игра «Фотографируем слова» 
Чему учится ребенок: читать слова, расположенные в столбик, запоминать их. 
Подготовка: напечатайте несколько столбиков по 10 слов определенного типа или разных типов, или словарные слова достаточно крупным шрифтом. Привлеките ребенка к этой работе. Возможно «рукотворное» печатание столбиков слов и на компьютере. 
Ход игры: 
Ведущий предлагает читать столбики слов с карточки. Затем ведущий спрашивает, было ли представлено такое-то слово. При этом названное слово может и отсутствовать. Ведущим в игре может быть как взрослый, так и ребенок. А именно – тот, кто ответил неправильно. 

• Упражнение «Разные интонации» 
Чему учится ребенок: читать слова, предложения с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией, объяснять разницу в произнесении предложений с разной интонацией, учатся элементам выразительного чтения. 
Подготовка: подготовьте вместе с ребенком карточки со словами, предложениями. 
Ход игры: 
Ведущий предлагает послушать произнесение одного и того же слова с разными интонациями. Затем ребенок читает слова с разного вида интонаций. С карточками, на которых написаны предложения, работа проводится аналогично. 
У внимательного читателя, вероятно, промелькнула мысль о том, что автор представил мало игр и «не изобрел колеса». Мысль верная. Но, к сожалению, в небольшой статье нельзя «объять необъятное» и «изобрести колесо» в сфере обучающих и развивающих игр, игровых упражнений. Важно понять принцип использования давно известных игр: незначительное изменение правил игры, не искажающее ее смысла и цели, усложнения, использование идеи игры на новом материале и т.п. 
В заключение несколько слов о том, как играть. Игра «из-под палки» никому не принесет ни пользы, ни радости. Играйте весело, заразительно, азартно, как в детстве! 

Список использованной и рекомендованной литературы 
1. Бугаева З.Н. Занимательные игры и творческие задания для развития устной речи и дикции: Детям 6-12 лет. – Ростов н/Д.: ООО «Удача», 2008. 
2. Вознюк Н.Г. Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей. От рождения до 12 лет / Н.г. ВОЗНЮК. – М.: РИПОЛ классик, 2009. 
3. Мищенкова Л.В. Логика, речь, моторика, творческие способности. Игровые обучающие занятия с детьми 8-10 лет / Л.В. Мищенкова; худож. А.А. Селиванов – Ярославль, Академия развития, 2009. 
4. Пексесо /настольная игра.- Новосибирск: печатный дом МАЗАЙ, 2000. 
5. Степанова О.А., Рыдзе О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе: Методическое пособие. (Серия «Игровые технологии») – М.: ТЦ Сфера, 2003. 
6. Сюзева Н.П. Занимательные упражнения для развития навыка чтения //Логопед. 2011. № 1. 
7. 345 игр для гармоничного развития ребенка. СПб.: Дельта, 2000. 
8. Шер Б. 101 игра, развивающая интеллект /Б.Шер; пер. с англ. Е.А. Бакушева. – 2-е изд. – Минск: «Попурри», 2008. 

Солопова Наталья, 
учитель-логопед 
Категория: Статьи | Добавил: referent (12.04.2013)
Просмотров: 975 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Полезные ссылки
Федеральная целевая программа развития образования

Министерство образования и науки Самарской области

Министерство образования и науки РФ

Модернизация общего образования

Образование и наука Самарской области

Электронный мониторинг

Система мониторинга образования Самарской области

Информационная система комплексной оценки безопасности и готовности к новому учебному году инфраструктуры системы образования

Дискуссионный клуб Министерства образования и науки РФ

Друзья сайта
  • ГБОУ ДПО "Региональный социопсихологический центр"


  • Copyright Борский психологический центр © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz