Главный вопрос, который хотят
узнать родители: готов ли мой ребенок к школе?
Успешность обучения ребенка в
школе зависит от его психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению – понятие
многоаспектное. Она предусматривает не
отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны
присутствовать все основные элементы. Какие же составляющие входят в этот набор
«школьной готовности»?
Психологическая зрелость
предусматривает готовность основных психических сфер ребенка: мотивационной, волевой, интеллектуальной,
социальной.
Многие родители считают, что если
ребенок умеет читать и считать, он готов к обучению. Чтение и счет – это
учебные умения, которые ребенок приобретает в ходе обучения. Бесспорно, беглое
чтение, осознанный счет положительно скажутся на обучении, но важно, чтобы у
будущего первоклассника была сформирована мотивационная готовность: выраженное
желание учиться, узнавать новое – Ваш ребенок активно интересуется окружающим,
задает вопросы, увлеченно ищет ответы сам или ждет пояснения от взрослых.
Существенную роль в обучении
играет зрелость неречевых функций:
- Зрительно-пространственное восприятие,
зрительно-моторные координации; (при недоразвитии невозможно научить
писать и читать, так как с трудом дифференцирует близкие по конфигурации
буквы и цифры)
- Моторная сфера (мелкая и крупная моторика) –
неловкость моторных действий может быть причиной трудностей при обучении
письму, поэтому обращаем внимание не только на бег, прыжки и т.д.
- Пространственно-временные отношения (математика,
природоведение – естественный цикл наук)
Недоразвитие неречевых функций
отрицательно сказывается на состоянии речи детей, что, в свою очередь,
оказывает отрицательное влияние на развитие мышления, поскольку речь и мышление
взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга.
Один из компонентов умственной
готовности ребенка к школе – достаточно развитая речь.
Не менее важна для подготовки
детей к систематическому обучению социальная зрелость:
- умеет
работать в коллективе,
- продуктивно общается со сверстниками, считается с
мнением других детей.
- способен выполнять требования взрослого, то есть не
только слушает, но и слышит
просьбу, указание, совет.
Помимо этого у будущего школьника
должна быть развита волевая сфера:
- умение планировать свои действия
- способность напряженно трудиться
- умение управлять своим поведением
Что делать взрослому, чтобы
сформировать у ребенка волевую готовность к школе?
v
ставить перед ребенком такую цель, которую он бы
не только понял, но и принял, сделал ее своей
v
направлять, помогать в достижении цели
v
приучать не пасовать перед трудностями, верить в
свои силы
v
воспитывать стремление к достижению результата
своей деятельности в рисовании, играх и т.д.
Быть родителями первоклассника действительно непросто.
Бывает, что не хватает терпения, выдержки, когда мы занимаемся с ребенком. Но
надо помнить: ребенок осваивает совершенно новую для себя деятельность, новый
образ жизни. И ему очень нужна ваша любовь и поддержка. Тогда он многое сможет.
Только, может быть, не так скоро, как этого бы нам хотелось. Юлия Овчинникова, педагог-психолог |