Первым общепедагогическим условием чёткой организации жизнедеятельности учащихся на уроке является обеспечение двигательной активности учащихся, по возможности, отказ от сидячей позы, организация физкультминуток, подвижных игр на переменах.
Во-вторых, очень важно строго соблюдать гигиенические нормы (в первую очередь — максимум свежего воздуха).
В-третьих, настрой детей на работу обеспечивается чёткой организацией начала урока, переходов от одних видов деятельности к другим.
В-четвёртых, это разнообразие форм организации учебной деятельности, широкое использование игровых приёмов, парной и групповой работы.
В-пятых, для предупреждения переутомления учащихся нужно создавать благоприятную морально-этическую атмосферу, проявлять внимание и доброжелательность к каждому ученику, демонстрировать и настойчиво прививать элементарную культуру общения, включать в уроки минутки слушания музыки, любования природой.
В практике наблюдаются случаи неумелого использования учителем таких речевых жанров, как требование и замечание. Сложность вопроса связана с проблемой непослушания, нарушения дисциплины, неготовности некоторых детей даже к простейшему усилению воли. На отрицательное поведение бывает трудно правильно реагировать, особенно молодому учителю. Такие ситуации сложно предугадать. Разнообразие речевых средств педагогического взаимодействия неисчерпаемо. Остановимся на некоторых организационных приёмах, которые выражаются в репликах, замечаниях учителя. Вот учитель обращается к своим маленьким ученикам:
— Ребята, послушаем школу… Все уже работают — и пятиклассники, и десятиклассники. Пора и нам, первоклассникам, начинать урок.— Мы же ученики, нельзя кричать с места.— Не вижу первоклассников. Где же они, мои хорошие, усидчивые, дисциплинированные ученики? — Покажите, какие вы молодцы.
В основе таких замечаний — опора на стремление детей стать поскорее большими, настоящими школьниками, заслужить похвалу учителя. Очень распространены приёмы, основанные на детской соревновательности:
- Кто у нас сидит лучше всех? Девочки или мальчики? Первый ряд или второй? А, может быть, третий? Кто в нашем классе настоящий ученик?
- Спасибо тем ребятам, которые приготовились к уроку и хотят поскорей начать учиться.
Как правило, ребята тут же успокаиваются и у них появляется желание быть лучше других. Для организации детей на уроке учителя используют также игровые приёмы, игрушки — Незнайку, клоуна, Чебурашку. Или, к примеру, в руках педагога «солнышко», которое с одной стороны улыбается, а с другой — грустит. Вот, например, что говорит учитель расшумевшимся первоклассникам:
— Посмотрите на наше «солнышко». Что-то оно загрустило. Как вы думаете, почему?— Пишите красиво, а то наше «солнышко» заплачет. — Что-то стал невесел Чебурашка, ему не нравится, что вы шумите. Ротики на замочки и ключик — в карман!
Известно, как много значит для первоклассника первая учительница. Так хочется малышу, чтобы она именно его заметила, вызвала к доске, похвалила. Некоторые педагоги умело используют обращения к классу в форме «Я - сообщения», в которых оглашают вслух свои чувства или говорят о взаимной симпатии с первоклассниками: — Сидите красиво, чтобы я вас похвалила.— Кто шумит, очень меня расстраивает.— Как меня сейчас радуют ученики, которые сидят смирно, не балуются!— Я вас готова слушать, а вы меня?
Достаточно распространены и эффективны ритмичные, чёткие обращения-команды: — Первый ряд! Все сели?.. Хвалить или нет? Молодцы!— Первый ряд! Посмотрели на меня! Второй!.. Третий! Хорошо.— А сейчас, дети, внимание! Раз, два, три — и все готовы работать.
На уроках письма от учителя можно услышать такой приём организации работы учащихся: Раз — ножки; Два — спинка; Три — ручка; Четыре — тетрадь; Пять — красиво написать. В отношении подобных приёмов необходимо отметить, что увлекаться ими не следует, так как они несколько напоминают муштру. Более эффективны, на наш взгляд, звуковые сигналы, ритмические хлопки в ладоши, показ образца поведения. Опытные учителя успешно используют в своей практике и замечания-напоминания. Например:
— Дети, вы не забыли, что ножки «дружат»?— Ребята, помним наше правило письма: головой буквы упираются в потолок, а ногами — в пол; буквы не любят подпрыгивать и летать.
При организации работы первоклассников не обойтись и без индивидуальных замечаний. Здесь педагог может проявить своё педагогическое мастерство и такт. Иногда достаточно сказать так: — Слышу, что кто-то разговаривает. Устали? Потерпите немножко.— Кто-то забыл, как вести себя на уроке. — У нас в классе появилась сорока? — Ну, что ж! Придётся остановиться из-за одного ученика. Подождём.— Для ушек-неслушек повторю ещё раз. Внимание! — У кого опять непослушная ручка, всё падает и падает?!
Иногда учителю необходимо назвать ученика по имени:— Я бы очень хотела, чтобы ты работал, Саша.— Дима, играть будем потом.— Все внимательно смотрят на доску, и Оля тоже.— Вова, я на тебя уже смотрела, не делала замечания, а теперь я делаю тебе серьёзное замечание. Ты меня понял?— Петя, как ты всё успеваешь: и говорить, и решать задачи?! - Когда ты, Серёжа будешь говорить, я буду тебя очень внимательно слушать. А теперь говорю я, твоя учительница.
Однако не стоит слишком часто называть одного и того же неусидчивого ученика, делая ему замечания вслух, так как это может сковывать ребёнка, вызывать негативное отношение к нему одноклассников. Преобладать должны анонимные замечания. И конечно, надо помнить и чаще использовать невербальные замечания — выразительно посмотреть, дотронуться до плеча, взять за руку. Однажды я наблюдала такой необычный приём: учитель поворачивается к доске лицом, делает длинную паузу и говорит:— Потерялись мои первоклассники… Здесь какие-то совсем маленькие детки. Это не мои ученики. Первоклассники знают, как себя вести на уроке. Может быть, я повернусь и снова их увижу, моих учеников…
А вот, к примеру, случай, когда ученики стали смеяться над ошибкой одноклассника, на что учитель сделал им такое замечание:
—А есть детки, которые сейчас не засмеялись. Молодцы. Это воспитанные ребята. Ведь это совсем не смешно. Каждый может ошибиться.
Интересны замечания с иронией:
—Товарищи министры на второй парте! У вас дела поважнее наших? Мы вам не мешаем?
Организованность первоклассников зависит и от обеспечения оптимального уровня умственной нагрузки, создания на уроке атмосферы «радости познания». Этому способствуют такие реплики, как: — Какое интересное задание я вам приготовила! Хотите трудную задачку?!— А теперь — хитрый вопрос для самых смышлёных и любознательных!— Давайте-ка мы с вами решим этот пример! Я знаю, как вы любите сложные задания!— Знаете, что мне сказал Чебурашка? «Какие умные дети! Я бы никогда не решил этот пример!»
Опытный учитель знает, что важно не изощряться в замечаниях, тем более, не злиться на первоклассников, а предвидеть возможные нарушения дисциплины его маленькими учениками — когда им неинтересно, непонятно, что-то мешает сосредоточиться. Вспомним слова выдающегося польского педагога, писателя, врача Януша Корчака по поводу раздражения и злости педагога: «Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность. Но как же тебе не совестно взаправду сердиться? Смотри, какой он маленький, тощенький, слабенький и беспомощный… Не воспитатель тот, кто возмущается, кто дуется, кто обижается на ребёнка за то, что он есть, каким он родился или каким его воспитала жизнь». Кто в угоду порядку уповает только на запреты и ограничения, говоря словами Корчака «…уже не воспитатель, не поборник вопроса о ребёнке, защитник юных, маленьких и слабых, пастырь неопытных, а надсмотрщик, пристрастный прокурор, ключник, палач». Безусловно, важнейшим условием организации учебной работы первоклассников является организованность самого педагога, оптимизм, владение голосом, умеренная эмоциональность. У каждого учителя свой стиль, свои излюбленные, проверенные временем, привычные приёмы организации класса. И чем они разнообразнее, чем богаче их арсенал, тем результативнее учебная работа, тем скорее младшие школьники привыкнут к порядку в классе, и на этой основе у них в дальнейшем сформируется сознательная дисциплина.
Уважаемые молодые коллеги! Подвижность, импульсивность первоклассников — это их возрастная особенность, не нужно увлекаться наказаниями недисциплинированных, можно иногда и не заметить небольших нарушений. Не стоит слишком заострять на этом внимание детей и родителей, относиться к неусидчивости малышей как к непреодолимому препятствию в работе учителя. Больше доброты, игры, улыбки, импровизации и мудрого предвидения — и проблема неорганизованности первоклассников на уроке будет решена!
Любовь Рыбак, педагог-психолог
(Использован материал сайта http://www.1school.by/9-uncategorised/218-kak-preodolevat-neorganizovannost-pervoklassnikov-na-uroke-sovety-molodomu-uchitelyu).