ГБОУ Борский психологический центрСуббота, 20.04.2024, 18:47

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Статьи [122]
Презентации [15]
Материалы [13]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Статьи

Ключики для развития индивидуальности

Каждый человек индивидуален, нет такого же второго. Это проявляется, во внешности, характере, привычках, поведении, особой манере разговора и ещё много, чем отличается определённый человек от других. Даже у близнецов внешне очень похожих – есть различия (в переживаемом настроении, отношении к трудностям, выборе одежды, продуктов и так далее). Мы стремимся к индивидуальности и хотим, чтобы наши дети чем-то отличались друг от друга. Пример: если женщина увидела на ком-то такую же блузку, как у неё или ещё какую-то вещь, то вы сразу можете представить, какая для неё это трагедия.
Развитие индивидуальности начинается очень рано, и существуют ключевые слова и фразы, благодаря которым можно бережно и постепенно помогать ребёнку в развитии его индивидуальности. Для каждого возраста «ключики» свои.
Период от рождения и до 6 месяцев
Девиз: «Потребность в защите»
Новорожденный ещё очень беспомощен, и он крайне нуждается в четырёх основных вещах: уходе, защите, питании и любви.
Лишь тогда, когда ребёнок окружён истинной любовью и заботой, он чувствует себя в безопасности. Чтобы дети испытывали доверие к миру, необходимо дать им понять, что родители готовы заботиться о них и делают это с радостью.
Ключевые слова для этого возраста:
«Я люблю тебя. Я рад(а), что ты – это ты»
«Мы с папой (с мамой) так долго ждали тебя»
«Твои желания важны для меня»
«Ты можешь расти и развиваться так, как это у тебя получается»
«Мне нравится заботиться о тебе»
И многие другие слова, льющиеся из сердца, создадут вокруг малыша атмосферу любви, которая для него так же необходима, как воздух.
Период от 7 месяцев до 1,5 лет
Девиз: «Способность к познанию»
В этом возрасте ребёнок начинает отделять себя от окружающего мира. Малыш прекрасно чувствует кожей, различает звуки и запахи. Его живо интересует весь многоцветный мир. Ребёнку хочется всё увидеть и услышать, а также потрогать и понюхать, полизать и попробовать «на зубок».
Задача родителей – не заглушить, а поддерживать склонность ребёнка к познанию. Дайте ему возможность играть, пробовать, чувствовать, узнавать. Но если ребёнок слишком расшалился или дразнит вас (например, выкидывает игрушки из манежа и наблюдает за вашей реакцией), строго объясните ему, что этого делать нельзя, а затем покажите, что - можно.
Ключевые слова для этого возраста:
«Я люблю тебя и когда ты активен, и когда ты спокоен»
«Мне нравится, как ты растёшь»
«Ты можешь делать столько попыток в игре, сколько тебе нужно»
Период от 1,5 до 3-4 лет
Девиз: «Самостоятельность и постановка границ дозволенного»
Ребёнок учится думать и понимать. Внимательно наблюдая за реакцией взрослых, он замечает, какие ситуации могут приводить к конфликту, и делает свои выводы. Встретившись с твёрдостью родительской оценки своих поступков, он может сделать вывод: «Пожалуй, так поступать не стоит…»
В этот период очень важно показать, что рост и отделение ребёнка от родителей – это нормальный и естественный процесс.
Ключевые слова для этого возраста:
«Попробуй сделать это сам»
«Я рад(а), что ты начинаешь сам о себе заботиться»
«Смотри-ка, ты уже можешь делать это самостоятельно»
«Давай ты будешь думать сам за себя, а я буду думать сам(а) за себя рядом с тобой»
Часто, говоря «нет», «не хочу», «не буду», ребёнок проверяет границы дозволенного. Научите ребёнка правилам и нормам поведения, дав ему понять, что существуют границы дозволенного.
«Ты сейчас сердишься, но я не позволю тебе ранить своим поведением других людей»
«Спокойно подумай, как сделать лучше»
Если ребёнок испытывает бурные негативные эмоции, раздражается, сердится, очень важно выяснить причину, отчего это происходит.
Самое главное в этот период – показать ребёнку, что он услышан вами, что вам небезразличны его заботы и проблемы. Для ребёнка сейчас это важнее, чем выполнение его просьбы, так как подобным поведением он старается выяснить, искренне ли вы его любите.
«Я слышу тебя, но я не могу сделать этого, потому что…»
«Я понимаю, как тебе хочется иметь эту игрушку, но я не могу её купить, потому что…»
Период от 4 лет и до 6 лет
Девиз: «проявление индивидуальности»
Это самый активный период определения жизненных планов ребёнка. Маленький человек начинает понимать, кто он есть на самом деле, девочка он или мальчик, что ему нравится, а что нет. Многие родители считают, что для них пришло время выбора занятий ребёнку. Всё было бы хорошо, если бы родители при этом учитывали пожелания самого ребёнка…
«Устраивая» ребёнка в дорогие и престижные кружки, «заботливая» мама может не заметить, как засветились глаза её сына, когда у метро он увидел настоящую лошадь! «Ничего, вырастут – спасибо скажут!» - убеждены такие взрослые. Будьте осторожны! Избегайте «конструировать» или «лепить» ребёнка по собственному образцу и по своему желанию. Помните о том, что он – совершенно особая личность. Он – это не вы в детстве. Если папа бредил горными лыжами, это не значит, что сын должен стать чемпионом по скоростному спуску.
Ключевые слова для этого возраста:
«Ты мне нравишься таким, какой ты есть»
«Когда ты ещё не родился, мы с папой (мамой) ждали именно тебя»
«Мне интересно твоё мнение»
«Как ты считаешь, что лучше для тебя?...»
«Я понимаю тебя»
«Ты прекрасно растёшь. Мне нравится»
«Мне понятно твоё волнение (беспокойство)…»
«Ты можешь быть сильным и в то же время попросить о помощи, когда это нужно»
«Я помогу тебе, но не буду это делать за тебя»
«Учись отличать настоящее (варианты: полезное, правду) от поддельного (варианты: неполезного, лжи)»
«Попробуй сам(а) понять, что для тебя интереснее или важнее всего»
Круг общения ребёнка расширяется. Ребёнок приобретает опыт в умении налаживать взаимоотношения с детьми и взрослыми, учится быть сильным, отвечать за себя, быть независимым. Идёт активный поиск себя.
Если сейчас не дать возможность ребёнку развиваться так, как свойственно ему, - значит, он никогда не проявит свою индивидуальность. Поэтому нужно обращаться с ребёнком особенно деликатно, чтобы не растоптать нежные её ростки.
Главные задачи ребёнка в детском возрасте:
- освоиться в играх;
- научиться радоваться жизни;
- творчески раскрыться.
Период от 7 лет и до 12 лет
Девиз: «Поиск себя»
Продолжается активный поиск интересов, обретение себя в этом мире. Интересы «вырисовываются» всё более определённо. Мнение родителей ещё очень важно для ребёнка. Он по-прежнему остро нуждается в поддержке со стороны родителей, хотя внешне может отказываться от неё.
Ключевые слова для этого возраста:
«Я рад(а), что ты учишься»
«Мне нравится, что ты интересуешься техникой (музыкой, иностранными языками, историей…)»
«Ты сам(а) можешь определить, что тебе нужно и как этого достичь»
«Ты можешь попросить о помощи, вместо того чтобы страдать. Я помогу тебе, но делать ты всё будешь сам(а)»
«Доверяй больше своей интуиции (сердцу)»
«Ты можешь учиться на своих ошибках»
«Научившись правилам, ты сможешь помогать и себе и другим»
«Я люблю тебя, пусть даже мы с тобой разные»
«Мне нравится расти вместе с тобой»
Период от 12 лет и до 18 лет
Девиз: «Отделение и самостоятельный рост»
Это стадия отделения себя от родителей и бурного сексуального развития. физические изменения так сильны, что подросток часто испытывает резкие перепады настроения – то взлёты, то падения.
В 13 лет подросток словно рождается заново. Этот возраст можно назвать «хрустальным», так хрупок и раним внутренний мир подростка. Он часто плачет, неуверен в себе, ему как никогда нужны любовь и поддержка родителей, хотя он активно «отталкивает» их, боясь казаться маленьким и слабым.
14 лет – разгар протеста против правил. Подтекстом поведения часто бывает: «Я не сделаю этого именно потому, что ты этого хочешь».
Подросток исследует исконные границы дозволенного поведения, поэтому противостоит родителям. Тем более границы должны быть очень чёткими: «Я вижу, что ты сердишься, однако я не позволю сделать этого, так как это может причинить вред тебе же самому или другим людям».
Ключевые слова для этого возраста:
«Постарайся сам(а) найти оптимальное решение это проблемы»
«Моя любовь всегда с тобой»
«Мне нравится твой вкус»
«Ты можешь развивать свои интересы, заниматься тем, что для тебя важно»
«Каждый человек нуждается в тепле и заботе, поэтому и ты можешь иногда в ком-то нуждаться»
«Постепенно ты будешь постигать разницу между чувствами истинными и кажущимися истинными»
«Имей ввиду, что в искусстве, как и в жизни, есть подлинные шедевры, есть копии и есть подделки»
«Мне интересно узнавать тебя как взрослого»
В 15-16 лет дополнения в «сценарий» жизни активно привносят сверстники. Поддержать подростка можно словами:
«Старайся замечать хорошее в других»
«Тебе важно осознавать свои потребности и разумно ими распоряжаться»
«У каждого человека есть качества, которые отличают его от других. Так прекрасно, что ты - уникальный»
«Мне интересно, как ты живёшь, что чувствуешь»
«Дай нам знать, когда вернёшься, мы беспокоимся»
«Если тебе понадобится моя помощь, знай, что я всегда буду рядом»

 


Уважаемые родители, помните, что вы должны быть для ребёнка и плодородной почвой, и живительной влагой, и тёплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребёнку от рождения!


Подготовила педагог-психолог Ольга Герасименко по книге
С. Лободина «Как развить способности ребёнка»

Категория: Статьи | Добавил: мастер (10.06.2015)
Просмотров: 575 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Полезные ссылки
Федеральная целевая программа развития образования

Министерство образования и науки Самарской области

Министерство образования и науки РФ

Модернизация общего образования

Образование и наука Самарской области

Электронный мониторинг

Система мониторинга образования Самарской области

Информационная система комплексной оценки безопасности и готовности к новому учебному году инфраструктуры системы образования

Дискуссионный клуб Министерства образования и науки РФ

Друзья сайта
  • ГБОУ ДПО "Региональный социопсихологический центр"


  • Copyright Борский психологический центр © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz