С 5-го класса начинает активно развиваться самооценка младшего подростка в сфере "Я и Я”, он задумывается о своем месте в этом мире, собственной роли в своих достижениях, начинает активно заниматься саморазвитием в том случае, если взрослые направляют его. Если же этого не происходит – энергия подростка направляется на ссоры, конфликты и другие негативные способы самореализации. Поэтому направление энергии на саморазвитие и самоактуализацию является мощным средством по профилактике конфликтности, наркомании и других форм отклоняющегося поведения.
Работа по саморазвитию, самоактуализации личности является стимулирующим фактором развития самосознания, готовит подростка к жизненному самоопределению, стимулирует учебную деятельность.
Мотив обучения становится личностно-значимым, а значит самым сильным из мотивов в освоении знаний, умений, навыков, приобретенных человечеством через уроки в школе, участие в кружках, секциях.
Для изучения учебной мотивации, самооценки личности в начале учебного года мы предлагаем учащимся ответить на вопросы анкеты.
Анкета «Моя учеба в школе»
Инструкция: внимательно прочитайте и отметьте один из предложенных вариантов ответов в соответствии со своим мнением.
Вопросы анкеты:
1. Как бы тебе хотелось учиться?
1 – хорошо, 2 – средне, 3 – плохо
2. Как ты учишься в настоящее время?
1 – хорошо, 2 – средне, 3 – плохо
3. Для чего ты ходишь в школу?
1 – чтобы получить знания, 2 – чтобы получить документ об образовании,
3 – так хотят родители, 4 – пообщаться с ребятами.
4. Кто пользуется авторитетом среди ребят?
1 – кто хорошо учится, 2 – кто умеет дружить с одноклассниками, 3 – кто сильнее
5. Как к твоим неудачам относятся родители?
1 – огорчаются, расстраиваются, 2 – ругают,
3 – объясняют то, что непонятно, 4 – (Свой вариант)
6. Какие из предметов тебе даются труднее всего? (Нужно написать)
1 – ________________________________, 2 - ____________________________________
7. Почему это происходит?
1 – из-за незнания материала, 2 – из-за пропусков по болезни, – из-за того, что учитель удаляет с урока, 4 – (другое)________________________________
8. В свободное время у тебя есть:
1 – любимое занятие, кружок, факультатив, 2 – прогулки на улице, во дворе, 3 – ничегонеделание, 4 –(другое)________________________________________
9. Для чего люди учатся?
1 – чтобы стать культурным человеком, 2 – чтобы другие тебя уважали,
3 – так делают все, 4 – (другое)____________________________________________
10. Если ты получаешь "2”, то это:
1 – сигнал о незнании, 2 – просто отметка в журнале
3 – плохое отношение к тебе учителя, 4 – (другое)_______________________________
11. Что тебе мешает собраться на уроке?
1 – сильный шум в классе, 2 – беседа с приятелем, 3 – мечты о своих делах, 4 - ______________
12. Чтобы учиться лучше, ты можешь:
1 – попросить помощи у учителя, 2 – самостоятельно изучить материал по учебнику, 3 – расстроиться.
Обработка.
Вопросы: 1, 3, 4,9 – оценивают учебную мотивацию. Для этого суммируются номера вариантов ответов, выбранных учащимися; сумма указывает на ее уровень
Вопросы: 2, 7, 10, 11, 12 – оценивают уровень самооценки, которая психологом и классным руководителем определяется в сравнении с результатами учебы.
Вопросы: 5, 6, 10 – указывают на проблемы в учебной деятельности, выявляют наиболее сложные предметы (при ранжировании), проективно указывают на проблемы взаимоотношений с родителями, с учителями.
Оценка мотивации
Оценка учебной мотивации
Сумма баллов Уровень
4 высокий
5-8 средний
9-12 низкий
Самооценка (сравнивается с результатами учебы)
Сумма баллов Уровень
4 высокий
5-8 средний
9-12 низкий
Проблемы в учебной деятельности
Сумма баллов Уровень
4 высокий
5-8 средний
9-12 низкий
Использование теста в начале учебного года преследует цель: введение учащихся в проблему "учеба в школе”, акцентирование их внимания на существующих у каждого трудностях, чтобы в процессе дальнейших занятий вывести на то, что трудности у многих похожие, и их можно и нужно решать.
Плугина Ирина, педагог-психолог
(по материалам сети ИНТЕРНЕТ)