ГБОУ Борский психологический центрПятница, 26.04.2024, 21:14

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Материалы [13]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Материалы » Материалы

Работа с одаренными детьми

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Работа с одаренными детьми»

(с использованием материала презентации)

 

Цель игры: обеспечить психологическую подготовку учителей к учебной и

воспитательной работе с одаренными детьми.

ВСТУПЛЕНИЕ:Сегодня  я приглашаю вас к такой работе,  которая поможет Вам быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению специальных знаний. 

1.АНКЕТА «Определение склонностей педагога в работе с одаренными детьми» (СЛАЙДЫ 3-9)

2.«ДВЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ» (СЛАЙД 10)

- Перед вами лежит шкала, крайние значения которой - эти две точки зрения.

- Отметьте, пожалуйста, на шкале, где находится ваша точка зрения.

Одаренность встречается  редко       |____________________________________|

Все дети являются  одаренными       |____________________________________|

 

3.УПРАЖНЕНИЕ "2 угла". (СЛАЙД 11)Сейчас я предлагаю вам встать со своих мест и выйти на середину:

-Те, кто считает, что одаренность встречается очень редко, встаньте в круг вокруг красной кегли, те, кто считает, что каждый ребенок одарен по-своему, встаньте вокруг желтой кегли.

-Те, кто считает, что одаренному ребенку помогать не надо, талант пробьется сам, встаньте вокруг красной кегли, те, кто считает, что с одаренным ребенком нужно работать, займите место вокруг желтой кегли.

-Те, кто считает, что полностью готов к работе с одаренными детьми, встаньте вокруг красной кегли, а желающие узнать о работе с одаренными детьми больше, встаньте вокруг желтой кегли.

4.ПРИГЛАШЕНИЕК РАЗГОВОРУ: (СЛАЙД 12) Мы с вами встали в один большой дружный круг. Как хорошо, что наши мнения в этом вопросе совпали. Я приглашаю вас на  деловую игру для того, чтобы вместе обсудить эту проблему и поделились друг с другом опытом своей работы с одаренными детьми. Я с удовольствием выслушаю ваши предложения, и мы вместе найдем ответы на поставленные вопросы.

5.«РАЗРУШИТЕЛИ ЛЕГЕНД» (работа в группах).(СЛАЙДЫ 13-14)Подтвердите или опровергните следующие стереотипы, которые не всегда соответствуют действительности, предварительно обсудив их в группах.

1 группа: Некоторые считают, что талантам помогать не надо - если талант есть, то он и сам пробьется.(Оказывается, нет: кто-то пробьется, а кто-то и не пробьется, зачахнет, погаснет);

2 группа:Если учащийся показывает свои способности, то это останется для него свойственным на всю оставшуюся жизнь. (Оказывается, не всегда.Есть так называемая возрастная одаренность, когда учащийся в 4-м классе показывает явное и сильное опережение своих сверстников, например, по интеллектуальному развитию, но к 10-му классу это опережение куда-то исчезает)

3 группа: Если ученик неуспевающий, может ли идти речь о наличии у него какой-то одаренности? (Оказывается, не всегда, но может. Так, по данным американского психолога Е.Торренса, около 30 % детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были

одаренными детьми)

4 группа: Если ученик явно способен, то ему нужно давать больше учебного материала и потруднее, и проблема его обучения будет решена. (Оказывается, нет, потому что есть категория одаренных детей, которые с энтузиазмом «засасывают» весь предлагаемый им учебный материал, но умением самостоятельно учиться не обладают и преодолевать возникающие при этом учебные и личностные преграды не умеют).

6.ОБЩЕЕ ОБСУЖДЕНИЕ:(СЛАЙД 15)

- Для выявления одаренности ученика достаточно замерить уровень развития его способностей с помощью тестов.Оказывается, нет. Ни один из существующих тестов не дает гарантии, что вы не проглядели одаренного ребенка. В лучшем случае они могут помочь оценить только признаки одаренности, соответствующие данному тесту, и дать основание для предположения о том, что данный ребенок может оказаться одаренным;

- С обучением одаренного ребенка может справиться любой педагог, если он обладает необходимым уровнем предметной подготовки.Оказывается, нет - не любой, потому что у одаренных детей есть свои психологические особенности и трудности развития, которые,чаще всего, переживаются ими сильнее, чем обычными детьми, что позволяет говорить о них как о детях «группы риска». Поэтому психологически с ними работать может далеко не каждый учитель, а бывает, что и не каждый психолог.

7.ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ.(СЛАЙД 16)Все сказанное позволяет сделать вывод о том, какие вопросы нам надо рассмотреть, чтобы в рамках нашей школы организовать работу со способными и одаренными детьми.

1. Что такое одаренность, ее признаки, виды, условия развития одаренности.

2. Кого считать одаренным ребенком, психологические особенности талантливых и

одаренных детей, их школьные трудности.

3. Методы выявления одаренных детей.

4. Чему учить и как учить одаренных детей?

5. Каковы требования к учителю, работающему с одаренными детьми?

8. ВЫБЕРИТЕ  ПОЛНОЕ И ТОЧНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ.(СЛАЙД 17)

ОДАРЕННОСТЬ используется как обобщающий для всей шкалы одаренности: склонность – способность – одаренность – талант – гениальность.Существует несколько определений, взятых  из разных источников. Что же такое одаренность?  Они лежат у вас на столах. Выберите ,пожалуйста, те определения, которые по вашему мнению является наиболее полным и точным и отметьте их самостоятельно. Теперь обсудите это в парах, найдите совпадения. А сейчас обсудите это в группе и придите к общему мнению. Докажите свой ответ. Группам раздаются определения.

- Перед Вами несколько определений одаренности. Выберите полное и точное определение.

ОДАРЕННОСТЬ  – свойство целостной личности, базирующееся на задатках и способностях; но не сводимое к их сумме, это высокий уровень развития способностей;

ОДАРЕННОСТЬ – это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности, опережающее интеллектуальное развитие и способность к творчеству.

ОДАРЕННОСТЬ — наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека.

ОДАРЕННОСТЬ - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

9. Продолжить высказывание «Одаренный ребенок – это…» (СЛАЙД 18)

ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ – это :

1.Дети с интеллектом выше среднего.

2. Дети с высоким уровнем  творческих способностей.

3.Дети, достигшие успехов в отдельных областях деятельности.

4.Дети,  хорошо обучающиеся в школе.

10.ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ.Матрица определения видов одарённости (СЛАЙД 19)

Вид

одарённости

 

Признаки различения

 

1.Интеллектуальная

Повышенная любознательность, исключительная сообразительность,   динамичность и оперативность мыслительных процессов, полное погружение в предпочтительную сферу деятельности, успешное  применение знаний и умений в практических ситуациях, острота аналитического ума, стабильная способность ставить и решать проблемы, осуществлять оптимальный выбор; развитые навыки планирования, настойчивость в достижении цели.

2. Академическая

 

Ярко выраженный интерес к предмету, способность конструктивного освоения понятиями, терминологией по избранному предмету, демонстрация понимания сложных причинно-следственных связей, исключительная способность классифицировать, систематизировать материал по предмету, тяга к логическим умозаключениям и абстрактным понятиям. Полная отдача сил, энергии, времени достижения высоких результатов в области своего научного интереса, высокая мотивация при изучении предмета.

3. Творческая

Умение переструктурировать информацию, пытливость ума и

дотошность в получении сведений, фактов, различного рода

«заморочек», стремление мыслить и делать всё по-своему,

изобретательность, разрушение стереотипов обыденной среды,

исследовательская активность, гибкость и вариативность мышления, жажда необычного, частая импровизация, способность генерировать неординарные идеи, независимость в суждениях, ослабленное внимание к условностям и авторитетам.

4. Лидерская

Имеет склонность к руководству и организации деятельности других, свободное и легкое общение со сверстниками и взрослыми людьми, в определённой мере регулирует взаимоотношения одноклассников, проявляет инициативу, берёт на себя повышенную ответственность, оказывает влияние на разрешение конфликтов, оказывает помощь советами, рекомендациями.

5.Художественно-исполнительская

 

Предпочитает визуальную информацию, подробно детализирует,

запоминает и художественно воспроизводит увиденное, услышанное, обострённая интуиция, охотно экспериментирует, применяя средства художественной выразительности, оригинальность художественных, музыкальных, сценических видов продукции; неповторимость в самовыражении, сильная увлечённость разными видами искусства, настойчивость в достижении мастерства.

6. Психомоторная

(практическая)

 

Проявляет повышенную активность в движениях, предпочитает

деятельность, требующую тонкой и точной моторики, координации

двигательных процессов, пластики; спортивность, соревновательность, усиленный кинестетический самоконтроль.

11. «ПОРТРЕТ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА»(таблица заполняется коллективно)(СЛАЙД 20)

Положительные качества

Отрицательные качества

 

 

 

Педагоги отметили, что в учебной деятельности одаренных детей отличает неуемное любопытство, хорошо развитая речь, высокая концентрация внимания на интересующем деле, упорство в достижении результатов, богатая фантазия, открытость, принципиальность. Современное понимание одаренности утверждает, что в ее основе лежит доминирующая познавательная мотивация и исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового в постановке и решении проблем (А.М. Матюшкин).
Вместе с положительными качествами педагоги отметили, что у одаренных детей имеются и свои минусы – неспособность стать на точку зрения другого, формальный подход к учебе, если ему неинтересно, отставание в физическом развитии, отсутствие конформизма, стремление всегда быть правым в споре. Все эти качества могут вызвать неприязнь у сверстников, способствовать изолированности этих школьников в классных коллективах. 
12.ДИСКУССИЯ«Ребёнок имеет талант…» (работа в группах, пользуются таблицами) (СЛАЙД 21)

1группа:- ребёнок имеет музыкальный талант;

2 группа:- ребёнок имеет спортивный талант;

3 группа:- артистический талант;

4 группа: - художественные способности.

13. СИТУАЦИЯ.Давайте представим, что к вам в школу пришел ребенок, имеющий высокий уровень способностей в определенной сфере деятельности. Ваша задача - изобразить модель работы школы, необходимую для развития способностей этого ребенка в любой форме (рисунок, схема, таблица и т.п.) - как мы с этим ребенком будем заниматься в школе.(СЛАЙД 22)

14.ПРОЕКТ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ» (СЛАЙД 23)

Работа  по направлениям:

  • работа на уроке;
  • внеурочная деятельность;
  • работа с родителями;
  • работа психолога.

1 группа :РАБОТА НА УРОКЕ.  (СЛАЙД 24)

Ответить на вопросы:

- Когда? Зачем? Что? Как?

Виды деятельности (СЛАЙД 25)

l  проблемно-развивающее обучение;

l  работа в малых группах;

l  проектно-исследовательская деятельность;

информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры);

l  творческие и нестандартные задания.

 

2 группа: МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.

(СЛАЙД  26-27)

Методы работы
с одарёнными детьми

l  исследовательский

l  частично-поисковый

l  проблемный

l  проектный

 

Формы работы по обучению одаренных детей.

l  индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения;

l  активные формы обучения

l  дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;

l  участие в школьных и районных олимпиадах;

l  проектная деятельность обучающихся;

l  конкурсы, интеллектуальные игры, викторины

 

3 группа: ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ(СЛАЙД 28)

Ответить на вопросы:

- Когда? Зачем? Что? Как?

4 группа: РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.(СЛАЙД 29)

Ответить на вопросы:

- Когда? Зачем? Что? Как?

q  Психологическое сопровождение семьи  одарённого ребёнка.

q   Информационная среда для родителей.

q   Совместная практическая деятельность ребёнка и его родителей.

q   Поддержка и поощрение родителей на уровне школы.

15.РЕКОМЕНДАЦИИ (СЛАЙДЫ 30-31)

1.Индивидуальный личностный подход в учебной деятельности.

2. Создание условий для развития способностей ребенка (индивидуальные программы обучения, работы в кружках, внешкольных учреждениях).

3. Возможность контакта со способными учащимися из других учебных заведений.

4.Всегда помнить, что одаренные дети плохо воспринимают регламентированные, повторяющиеся занятия. Необходимо разнообразить программу с учетом потребностей высокоодаренных детей.

5.Оказание внимания на развитие моральных качеств личности  (скромность, терпимость по отношению к другим, трудолюбие, забота о ком- либо).

6. В контакте с этими детьми исключать такие крайности, как восхваление, демонстрацию способностей, игнорирование, так как такое поведение и отношение может привести к нежелательным последствиям.

7.Не следует увлекаться элементами соревновательности, т.к.  одаренные дети чаще всего оказываются победителями, что может вызвать неприязнь одноклассников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности.

 

16. ЖЕЛАЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ!(СЛАЙД 32)

 

 

Приложение

 

АНКЕТА

«Определение склонностей педагога в работе с одаренными детьми»

1. Считаете ли Вы, что современные формы и методы работы с одаренными детьми могут быть улучшены?

а) да,

б) нет, они и так хороши,  

в) да,   в некоторых случаях, но при современном состоянии школы  - не очень.

2.   Уверены ли, что сами можете участвовать в изменении работы с одаренными детьми?

 а) да,

б) нет,

в) в некоторых случаях.

3.  Возможно ли то, что некоторые из Ваших идей способствовали бы значительному улучшению в выявлении одаренных детей?

а) да,

б) да при благоприятных обстоятельствах,

 в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли Вы, что в недалеком будущем будете играть важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании?

 а) да, наверняка,

б) это маловероятно,

в) возможно.

5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, не думаете ли Вы, что осуществляете свой замысел, помогающий улучшению деятельности?

 а) да,

 б) часто думаю, что сумею,

 в) да, часто.

6. Испытывали ли Вы желание заняться изучением особенностей неординарных личностей?

 а) да, это меня привлекает,

б) нет, меня это не привлекает,   

 в) все зависит от востребованности таких людей в обществе

7. Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей? Испытываете ли Вы удовлетворение от этого?

 а) да,

б) удовлетворяюсь тем, что есть,   

в) нет, так как считаю слабой систему стимулирования.

8. Если проблема не решается, но ее решение Вас волнует, делаете ли Вы попытку отыскать тот теоретический материал, который поможет в решении проблемы?

а) да,

б) нет, достаточно знаний передового опыта,

в) нет.

9. Когда Вы испытываете педагогические срывы, то…..

 а) продолжаете сильнее упорствовать в начинаниях,

 б) махнете рукой на затею,   

 в) продолжаете делать свое дело.

10. Воспринимаете ли Вы критику в свой адрес легко и без обид?

а) да,

 б) не совсем легко,

 в) болезненно.

11. Когда Вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли Вы в тоже время его подбодрить?

а) не всегда,

б) при хорошем настроении,

в) в основном стараюсь это делать.

12. Можете ли Вы сразу вспомнить беседу с интересным человеком в подробностях?

а) да, конечно,

 б) запоминаю только то, что интересно,  

в) всегда вспомнить не могу.

13. Когда Вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли Вы его повторить в сходной ситуации?

 а) да, без затруднений,

 б) в некоторых случаях,

в) нет.

14. Учащиеся задали Вам сложный вопрос на запретную тему. Ваши действия?

 а) уклоняетесь от ответа,

 б) тактично переносите ответ на другое время,

 в) пытаетесь отвечать. 

15. У Вас есть основное кредо в профессиональной деятельности? Когда Вы его защищаете, то…..

 а) можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы,  

 б) останетесь на своих позициях, какие бы аргументы не приводили,

 в) измените свое мнение, если давление будет мощным.

16. На уроках по своему предмету мне импонируют следующие ответы

 а) средний,

б) достаточный,

 в) оригинальный.

17. Во время отдыха Вы предпочитаете….

 а) решать проблемы связанные с работой,

 б) прочитать интересную книгу по проблеме,  

 в) погрузиться в мир любимых увлечений.

18.Вы занимаетесь разработкой нового занятия, решаете прекратить это дело,  если….

 а) по Вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до конца,   

 б) Вы более или менее довольны, 

 в) Вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела.

Обработка результатов:

 а) 3 балла, 

б) 1 балл,  

   в) 2 балла.

49 и более баллов. Вы имеете большую склонность к работе с одаренными детьми. У Вас есть для этого, большой потенциал. Вы способны стимулировать творческую активность, подержать различные виды творческой деятельности учащихся.

24 - 48 баллов. У Вас есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.

23 и менее баллов. Склонностей к работе с одаренными детьми у Вас маловато, в большей мере Вы сами не проявляете особого рвения, но при соответствующей мобилизации сил, вере в себя, кропотливости в работе в сфере повышения интеллекта Вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.

 

Любовь Рыбак,

педагог - психолог

Категория: Материалы | Добавил: Admin (10.03.2014)
Просмотров: 5733 | Комментарии: 16 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 куаныш  
0
интересно но жаль слайдов нет

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Полезные ссылки
Федеральная целевая программа развития образования

Министерство образования и науки Самарской области

Министерство образования и науки РФ

Модернизация общего образования

Образование и наука Самарской области

Электронный мониторинг

Система мониторинга образования Самарской области

Информационная система комплексной оценки безопасности и готовности к новому учебному году инфраструктуры системы образования

Дискуссионный клуб Министерства образования и науки РФ

Друзья сайта
  • ГБОУ ДПО "Региональный социопсихологический центр"


  • Copyright Борский психологический центр © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz