Сидеть за столом и рассматривать картинки, или выполнять артикуляционные упражнения, либо повторять слоги и слова - этим детям утомительно. Складывается такое впечатление, будто ребёнок не слышит обращённую к нему речь. Однако, использование в коррекционной работе игр, способствующих закреплению умения общаться, на развитие внимания, для снятия мышечного и эмоционального напряжения, развивающие навыки саморегуляции позволяют детям сосредоточиться, сплачивают детей и создают дружелюбную, радостную атмосферу.
Некоторые игры, способствующие развитию умения концентрировать внимание, развитию речевого дыхания:
«Нелепицы»
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Нарисовать заранее на большом листе бумаги картинку на любую тему: лес, улица, двор и др. – всё что хотите. На картинке должно быть 7- 8 ошибок, т.е. что – либо нарисовано так, как этого не бывает на самом деле. Например, машина с квадратными колёсами, груши на грядке растут, медведь с рогами и др. Дети по очереди называют ошибки. Необходимо, чтобы часть ошибок была заметна, а часть – не очень!
«Говори!»
Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.
Скажите детям следующее. «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!» Давайте потренируемся: «Какого цвета солнце?»
«Найди отличие»
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует на магнитной доске любую картинку (домик, дерево, человечка и пр.) и отворачивается. Логопед быстро дорисовывает несколько деталей. Ребенок говорит, что изменилось в рисунке. Далее логопед и ребенок меняются ролями.
«Насос – мяч»
Цель: развитие речевого дыхания.
Один ребёнок – насос, другой – мяч. Ребёнок - «насос» делает поступательные движения руками, будто бы «накачивает мяч», произнося «ш –ш –ш…». При этом ребёнок - «мяч» должен руками и щеками постепенно показывать, что надувается. Затем дети меняются ролями.
«Молчу - шепчу – кричу»
Эта игра развивает способность осознанно регулировать громкость своих высказываний, стимулируя ребенка говорить то тихо, то громко, то вовсе молчать. Выбирать одно из этих действий ему предстоит, ориентируясь на тот знак, который вы ему показываете. Заранее договоритесь об этих знаках. Например, когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.
Примечание. Эту игру лучше заканчивать на этапе «молчу» или «шепчу», чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.
Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка – только в этом случае игры будут полезны для развития ребёнка.
Лариса Денисова, учитель – логопед