На сегодняшний день очевидно, что моббинг в школьном классе – достаточно распространенное явление. Объект моббинга в школе - ребёнок, по мнению своих же одноклассников, не похожий на других, странный: с дефектами внешности, здоровья, слишком взрослые или очень маленькие, слишком полные или худые, более эмоциональные или меланхоличные, чем остальные, то есть отличающиеся своим поведением, физическими особенностями, одеждой, акцентом, способностями к учебе. Часто моббингу подвергаются новички, появившиеся в коллективе в средних или старших классах, в середине учебного года пришедшие в школу, дети из семей эмигрантов, отличающиеся внешностью, плохим знанием русского языка.
Для несформировавшейся психики школьника моббинг оказывается серьезным испытанием. Если вовремя не принять меры, могут возникнуть проблемы со здоровьем, связанные с эмоциональным истощением. Незамеченные поначалу переживания ребенка накапливаются и неожиданно выливаются в депрессию, серьезные нервные срывы и даже попытки самоубийства. И родители, и учителя должны быть максимально внимательны к настроению ребенка, чтобы как можно раньше обнаружить неблагополучие.
Классным руководителям и учителям-предметникам не стоит забывать о том, что атмосфера в классе влияет как на прохождение учащимися учебной программы, так и на общую успеваемость, учебную мотивацию и т.п. Удовлетворенность учащихся взаимоотношениями в классном коллективе, а так же отсутствие «изолированных», «изгоев» в классе - прямой показатель успешности воспитательных усилий педагога, авторитета среди учеников.
Помощь взрослых людей просто необходима ребёнку, получившему психологическую травму. Но, что если ребёнок не просит педагогов или родителей вмешиваться в ситуацию, а, наоборот, считает, что сам может с ней справиться? По мнению большинства психологов следует дать ему возможность проявить самостоятельность. Излишняя опека, особенно над подростком, может привести к неблагоприятным последствиям. Однако, это не означает, что следует закрыть глаза на происходящее. Необходимы быть в курсе дел ребёнка, задавать вопросы, правда, делать это не навязчиво, осторожно. Конечно столь доверительные отношения возможно поддерживать с ребёнком только в том случае если привык к ним с детства.
Последствия травли детей
Низкая самооценка и её последствия;
Ухудшение здоровья;
Одиночество;
Агрессия;
Невротические заболевания;
И даже мысли об убийстве или самоубийстве.
Мальчики и девочки пользуются разными формами моббинга. Если мальчики чаще прибегают к физическому моббингу (пинки, толчки и т.п.), то девочки охотнее пользуются косвенными формами давления (распространение слухов, исключение из круга общения). Впрочем, эта разница относительна и похоже, что она уменьшается.
Вот несколько советов по профилактике и предотвращении моббинга в стенах школы:
Обычно говорят, что надо не обращать на издевательства внимания, или (что хуже) посмеяться над этим и «подставить вторую щеку». Такой метод на практике себя не оправдывает. Насмешки над собой вызывают ещё больший вал насмешек от агрессоров, поскольку теперь у них «развязаны руки» издеваться стало не просто весело, но и разрешено, раз жертва сама признаёт свои проблемы. Заставив себя глотать обиды и молчать, ребёнок вполне станет получать не только обидные слова, но и пинки. При каждом удобном случае его будут стараться толкнуть, больно задеть плечом или локтем, разбросать его вещи. Естественно, в результате он может не выдержать и взорваться с ещё большей силой, чем прежде.
Обидчики и их родители должны ясно понимать, что их выходки не останутся безнаказанными. Этому должны содействовать психолого-социальная служба, учителя и администрация.
Учителю не стоит выставлять на показ одноклассников недостатки учащегося, высмеивать их, даже если порой он ведет себя не совсем адекватно, "витает в облаках", неопрятен, не воспитан и т.п. Тем самым педагог не только содействует моббингу со стороны одноклассников, но и сами становится "агрессором" по отношению к ребёнку, оказывая давление, которое может неблагоприятно повлиять на будущее ребёнка и его психологическое здоровье. Старайтесь больше времени уделять беседам с родителями, даже если Вы не придете с ними к согласию, возможно, этот разговор поможет Вам лучше понять поведение ребёнка, объективно взглянуть на его предпосылки. Не забывайте о терпимости и толерантности. Помните: успех в обучении по большей части определяется эмпатией между учителем и учеником, а воспитать толерантных учеников может лишь толерантный учитель.
В младших классах учителям необходимо оказывать поддержку детям, которые в силу своей "непохожести" на других могут подвергнуться моббингу, тем, что дать им "наставника"- одного из одноклассников, ребёнка, на которого можно положится, обязательного, уравновешенного, с адекватной самооценкой, имеющему положительный авторитет у одноклассников. "Наставник" сидит с подопечным за одной партой, имея возможность в ходе урока несколько корректировать, провокационное для одноклассников, склонных к насмешничеству, поведение подопечного и предотвращать предпосылки моббинга на переменах.
В последние годы становится все более опасной еще одна сравнительно новая форма моббинга - в интернете. Пользователи социальных сетей выбирают себе жертву, угрожают ей или распространяют о ней преднамеренную ложь. В худшем случае публикуются компрометирующие или подделанные фотографии. Кибермоббинг - такое название получила травля во всемирной паутине.
Моббинг в интернете или на школьном дворе - распространенное явление. Конфликтные ситуации между детьми гораздо эффективнее разрешаются совместными усилиями и в атмосфере взаимопонимания. Моббингу способна противостоять только сплоченная команда.
Моббинг многолик, он может выражаться в форме оскорбительных замечаний, физического насилия или равнодушия - вплоть до игнорирования. Жертвы чаще всего одиноки, а те, кто издевается над ними, держатся в группе. У моббинга, кроме действующих лиц, всегда есть сторонние наблюдатели, которые опасаются вмешиваться в ход событий. Главное, чтобы наши дети поняли, что было бы не интересно жить среди клонов, похожих друг на друга, у которых одинаковые эмоции, мысли и увлечения. Мир становится ярким и удивительным, если нас окружают непохожие друг на друга люди.
Помните! Прежде чем учить детей толератности и эмпатии по отношению к другим, нужно развивать эти прекрасные качества в себе.
Помните древнюю мудрость: "Мы долго учим других тому, чему должны научиться сами".
Людмила Ситникова, социальный педагог,
по материалам сети Интернет |