ГБОУ Борский психологический центрВоскресенье, 28.04.2024, 08:04

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Статьи [122]
Презентации [15]
Материалы [13]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Статьи

Особенности работы педагога с одаренными детьми

Один из сложных вопросов, на который ищут ответы учителя, - как подготовить ученика к участию в разного рода соревнованиях по предмету. Особое место занимают олимпиады. Успешная подготовка школьников к олимпиадам - важное звено в оценке работы учителя. Причины успеха работы учителя можно сформулировать следующим образом:
- осознание важности этой работы самим педагогом;
- развитие компетенций учителя, его стремление к интеллектуальному совершенствованию; проявление поисковой активности, любознательности;
- знание педагогами психологических особенностей одаренных детей;
- грамотно проведенная диагностика;
- заинтересованность учащихся;
- правильный отбор материала;
- планомерная, кропотливая система работы с использованием эффективных форм и методов.
Критерии выявления одаренности:
- активность, динамичность интеллектуальной деятельности;
- наличие конкретных знаний и умений в определенных областях;
- сформированность общеучебных умений и навыков;
- систематическое самообразование;
- креативность;
- активность и саморегуляция деятельности;
- высокая мотивация, сила воли и самостоятельность в деятельности.
При отборе учащихся учитель - предметник должен взаимодействовать с психологом (ведущий тип памяти, мышление, внимание, профессиональная направленность); классным руководителем (успеваемость, круг интересов, индивидуальные особенности ученика).
Как можно учителю продиагностировать способности учащегося на уроке?
Применительно к устным предметам можно предложить следующее:
- наблюдение;
- дежурная группа;
- «пятиминутка»;
- ранжирование;
- анкетирование.
1) наблюдение за мыслительной деятельностью, которая выражается в развитии речи, умении излагать свои мысли. Предлагается алгоритм выполнения домашнего задания, где необходимо пересказать, оценивать события, высказывать свою точку зрения и т. д.
2) дежурная группа готовит пересказ близко к тексту. Через выступление в дежурной группе проходят все учащиеся. У одаренных детей рассказ отличается: развита речь, делают выводы, умеют защищать собственную позицию. После того, как весь класс прошел через дежурную группу, можно выявить одаренных детей, и в дальнейшем поручать им сложные темы в дежурной группе.
3) «Пятиминутки».
Ученику предлагается написать все, что он знает по этому вопросу за 5 минут. Одаренный ребенок успевает за короткий промежуток времени не только полностью дать ответ, но и сделать вывод, дать собственную оценку явлению, событию или факту.
4) ранжирование.
В рейтинговом журнале регистрируется активность учащихся на уроках, выполнение домашних заданий, дополнение к ответам, интересные вопросы отвечающим. Повысить оценку в рейтинге можно участием в конференциях, конкурсах, олимпиадах. Таким образом, ранжирование показывает интеллектуальный уровень ученика на данном этапе обучения.
5) анкетирование.
Проводится с целью выяснения их интересов и способностей. Например, отвечая на вопрос: «Какие задания вы любите выполнять?», одаренные учащиеся обязательно отвечают, что им нравятся творческие задания, поисковые задания, задания на рассуждение. Конечно, идеальным контингентом для подготовки к олимпиадам являются те учащиеся, у кого есть мотивация к освоению данного предмета; высокая работоспособность. Резервные возможности уроков в работе с одаренными детьми можно сформулировать так:
- использование результатов мониторинга учебной деятельности;
- мотивация познавательной деятельности учеников на уроке;
- наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке;
- активная мыслительная деятельность каждого ученика на протяжении всего урока;
- применение разноуровневых заданий;
- обеспечение эмоционального отношения ученика к собственной деятельности и деятельности других;
- обеспечение рефлексии и самоконтроля учеников в процессе деятельности на протяжении всего урока;
- оценочная деятельность учителя.
Содержание, методы и формы работы с одаренными учащимися должны сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися класса и в то же время отличаться определенным своеобразием. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны быть разнообразны и направлены на дифференциацию и индивидуализацию работы. Формы индивидуальной работы на уроке могут быть: составление опорных конспектов, интеллект - карт, выполнение творческих заданий, выступление с рефератами, участие в конкурсах шпаргалок, кроссвордов, презентации портфолио по теме урока или портфолио своих достижений. Большую роль играет групповая работа на уроке, когда в группу входят дети с разным уровнем обученности. При решении учебной задачи одаренный ученик выполняет роль консультанта. В работе с одаренными детьми возрастает роль внеклассной работы: факультативы, интеллектуальные марафоны, очно-заочные олимпиады, кружки по интересам и т. д. В числе эффективных педагогических технологий для работы с одаренными детьми рассматриваются исследовательская и проектная деятельность, технология проблемного обучения, технология многомерных дидактических инструментов, игровые технологии, технология «Портфель ученика». Методы обучения как способы организации учебной деятельности учащихся являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся ведущими являются методы творческого характера: проблемные, поисковые, эвристические, проектные, исследовательские- в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Готовность педагога работать с одаренными детьми определяется наличием у него теоретических знаний и практического опыта.
Требования, которые предъявляются к педагогам, работающим с одаренными детьми, можно сформулировать следующие:
- высокая профессиональная компетентность;
- высокий уровень теоретической подготовки;
- активная научно-методическая деятельность;
- владение возрастной психологией;
- стремление к самообразованию и самосовершенствованию;
- требовательность и умение найти подход к детям;
- общекультурная эрудированность;
- наличие организаторских способностей;
- знание и применение здоровьесберегающих технологий.
ЗАДАЧИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
1. Создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать познавательный объект (текст, определения, понятия, задачу и др.).
2. Обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать познавательные объекты.
3. Содействовать развитию у учащихся умений выделять главное в познавательном объекте.
4. Обеспечить развитие у учащихся умений классифицировать.
5. Создать условия для развития памяти учащихся.
6. Создать условия для развития мышления учащихся.
7. Формировать умения планировать действия, необходимые для решения поставленных целей.
8. Формировать умения и навыки поиска, обработки и хранения информации.
9. Развивать умения использовать знания на практике.
10. Развивать интуицию, пространственное мышление учащихся.
11. Развивать познавательный интерес учащихся.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА УЧАЩИХСЯ
1. Эвристическая беседа
2. Проблемное изложение материала.
3. Исследовательская работа.
4. Заполнение опорных таблиц, классификационных таблиц.
5. Сравнение и сопоставление.
6. Диалоговое общение.
7. Моделирование.
8. Рецензирование.
9. «Свободный выбор».
10. «Ученик в роли учителя».
11. Обсуждение в группах.
12. Ролевая игра.
13. Дискуссия, дебаты, мозговой штурм, семинар.
14. «Ученик как исследователь».
15. Межпредметные сравнения.
16. Практическая работа, эксперимент, опыты.
17. Проекты, презентации.

ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ - ПРЕДМЕТНИКУ
1.Ознакомиться с данными психологического исследования: ведущий тип памяти, мышление, внимание, круг интересов, профессиональная направленность.
2.Консультирование с классным руководителем по вопросам успеваемости, уровня трудности заданий, круга интересов, индивидуальных особенностей школьников, организации учебного процесса.
3.Организация индивидуальной работы на уроке: определить меру трудности задания, разработать индивидуальный план работы на уроке, продумать систему творческих упражнений, разработать систему обратной связи.
4.Организация мониторинга качества знаний, умений, навыков.
5.Взаимопосещение уроков с целью наблюдения за деятельностью учащихся с повышенными способностями.
6.Проведение рефлексии собственного урока с позиции его результативности.
7.Консультирование родителей.
ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ
«Как осуществить качественную подготовку к олимпиаде».
1.Правильно определи свое отношение к олимпиаде.
2.Правильно представляй свои задачи.
3.Определи принципы своей работы.
4.Правильно подбери детей.
5.Имей определенную базу знаний.
6.Умей научно методически правильно преподнести эти знания.
7.Имей достаточно необходимой литературы, банк олимпиадных заданий.
8.Обладай опытом контроля за усвоением полученных знаний.
9.Следи за ходом, усложнением олимпиад разного уровня.

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ:
КАК РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ


1.Подхватывай мысли учащихся и оценивай их тут же, подчеркивая оригинальность, важность и т. д.
2.Усиливай впечатлительность детей на новое в его области интересов.
3.Поощряй оперирование предметами, материалом, идеями.
4.Учи детей систематической оценке каждой мысли. Никогда не отрицай и не отбрасывай ее.
5.Культивируй творческую атмосферу.
6.Подбрасывай интересные факты, случаи, технические и научные идеи.
7.Привязывай талантливых учеников к проекту, который может их увлечь.
8.Создавай проблемные ситуации, требующие альтернатив, прогнозирования, воображения.
9.Развивай у способного ученика терпимость и уверенность.
10.Воздействуй собственным примером.
Работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Если педагоги смогли разглядеть талант, то главная задача – формировать у ребёнка высокую мотивацию; дать ему возможность проявить свой талант, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности.

 

Любовь Рыбак, педагог – психолог
(по материалам сети ИНТЕРНЕТ)

Категория: Статьи | Добавил: referent (25.04.2014)
Просмотров: 1134 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Полезные ссылки
Федеральная целевая программа развития образования

Министерство образования и науки Самарской области

Министерство образования и науки РФ

Модернизация общего образования

Образование и наука Самарской области

Электронный мониторинг

Система мониторинга образования Самарской области

Информационная система комплексной оценки безопасности и готовности к новому учебному году инфраструктуры системы образования

Дискуссионный клуб Министерства образования и науки РФ

Друзья сайта
  • ГБОУ ДПО "Региональный социопсихологический центр"


  • Copyright Борский психологический центр © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz