ГБОУ Борский психологический центрПонедельник, 20.05.2024, 13:27

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Статьи [122]
Презентации [15]
Материалы [13]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Статьи

Причины и последствия жестокого обращения с детьми
В прессе широко обсуждаются случаи крайней жестокости в обращении с детьми, хотя большинство эпизодов жесткого физического обращения с ребенком заканчиваются незначительными телесными повреждениями и являются импульсивными действиями, спровоцированными попытками добиться от ребенка дисциплины. Эти эпизоды обычно отражают прогрессирующее развитие аверсивных обменов (вызывающих неприятные ощущения, формирующих готовность к агрессивным действиям) между родителями и ребенком. Например, непоследовательное применяемое наказание ведет к большей сопротивляемости подавления девиантного поведения и к уменьшению родительской способности управлять поведением ребенка с помощью положительного подкрепления. В таких условиях наказание начинает проявлять карательный характер и усиливается от случая к случаю. Возможные причинные факторы жестокого обращения, таким образом, включают характеристики ребенка и родителя, историю их взаимодействия, неблагоприятные семейные условия, обостряющие аверсивные взаимодействия, а также социальные и культурные факторы, поддерживающие карательные наказание. 
Характеристики ребенка могут быть одной из причин стресса родителя или вызывать у него невольное отвержение, поэтому неопытные матери могут быть «обучены» своими детьми аверсивным дисциплинарным мерам. Научные исследования показывают, что у детей, с которыми жестоко обращались, чаще встречалось преждевременное развитие и задержка умственного развития, дефекты и трудный темперамент и что родители, жестоко обращающиеся с детьми, склонны воспринимать их, как отличающихся от других. Влияние родителя на ребенка и ребенка на родителей может способствовать жестокому обращению, хотя некоторые из этих факторов, например, задержка психического развития, могут быть скорее следствиями, чем причинами. Низкий интеллект родителей также рассматривался, как возможная причина, и было установлено, что он больше связан с пренебрежениями родительскими обязанностями. Только 5-10 % родителей, жестоко обращающихся с детьми, имеют серьезное психическое расстройство. В ранних же исследованиях, в основном выдвигались предположения о том, что тех, кто склонен к жестокому обращению, характеризуют личностные нарушения. Последующие исследования оказали некоторую поддержку концепции девиантных родительских диспозиций, хотя они все чаще и чаще рассматриваются как дефициты навыков. 
Обычно родители обладают недостаточным самоконтролем и неадекватно реагируют на гнев, также вероятно, что в детском возрасте они сами подвергались жестокому обращению. Жестокие родители часто находятся в депрессии и демонстрируют искаженные ожидания, приписывая плохое поведение ребенка его намерению вызвать у родителей раздражение. Кроме того, такие родители не обладают достаточными умениями для воспитания детей, применяя не эффективные дисциплинарные меры, и взаимодействия с ними больше отрицательно, чем положительно. 
Бергес и Янгблейд предположили, что такой стиль является следствием моделирования и подкрепления агрессии в раннем детстве будущих родителей и передается из поколения в поколение. Тем не менее, жестокое обращение с ребенком может быть вызвано вследствие стресса, а не научения. Хотя современные доказательства жестокого обращения с ребенком продолжают включать родительские характеристики, не существует особого личностного «профиля» жестокого родителя, такие родители не образуют однородной группы. 
Жестокое обращение с детьми детерминировано множеством факторов. Исследования с использованием самоотчетов подтверждают корреляцию жестокого обращения с бедностью и безработицей, и семьям, в которых жестокое обращение является типичным, обычно недостает внешней социальной поддержки, и они мало участвуют в жизни местной общины. Геллес рассматривает эти социальные факторы как стрессоры, которые вступают во взаимодействие с характеристиками родителя, супружескими стрессами и стрессами, связанными с детьми, что в совокупности и приводит к жестокому обращению. 
Различного рода психологические исследования определяют влияния жестокого обращения на жертву. Негативное воздействие на психику могут оказать как физическое насилие (например черепно - мозговая травма), так и нарушение взаимоотношения родителя и ребенка. Они предполагают, что наиболее явные последствия представляют собой амбивалентность в межличностных отношениях, чрезмерную бдительность в отношении поведения других, нарушенную Я-концепцию и нарушенное развитие Суперэго, а также задержку развития языковых, речевых и моторных функций. Дети, с которыми жестко обращаются, более слабо выполняют тесты интеллекта, демонстрируют недостаточную эмпатию и недостаточное социально-когнитивное развитие, страдают от депрессий и испытывают сложности в общении с ровесниками и своей семьей. Негативные последствия варьируются в зависимости от типа и степени плохого обращения, а также в зависимости от возраста ребенка. 
Далеко не все дети, перенесшие жестокое обращение, страдают от долговременных негативных последствий. Важным является то, приписывает ли ребенок жестокость злому намерению или стрессовому состоянию. Негативные последствия могут быть уменьшены, если существуют поддерживающие отношения с другим взрослым. Как было установлено, дети, с которыми жестоко обращаются, часто агрессивно настроены по отношению к своим ровесникам. Так как жестокие родители часто сообщают о том, что в детстве сами подвергались жестокому обращению. Широкое распространение получило мнение о «цикле насилия». Тем не менее, только около 30% детей, став родителями, начинают плохо обращаться со своими детьми, и многие из тех, кто жестоко обращается с детьми не испытывал на себе жестокого обращения в детстве. 
Хотя передача жестокого поведения из поколения в поколение соответствует теории социального научения, психологические опосредующие факторы здесь остаются неясными. Жестокое обращение с детьми имеет «интернализованные» последствия, такие как депрессия и заниженная самооценка, так же как «экстернализованные» последствия в форме агрессии, что может быть более адекватно объяснено с позиции теории привязанности. Агрессивное поведение у детей, с которыми плохо обращаются, может так же поддерживаться хроническим посттравматическим стрессовым расстройством. 
Аспекты окружения ребенка, страдающего от жестокого обращения, которые наносят наибольший психологический вред, тоже неопределенны. Предполагается, что основное негативное воздействие оказывает собственное плохое обращение со стороны родителя или того, от кого ребенок зависит и на кого смотрит как на модель, но другие значимые источники нарушенного развития ребенка могут включать наблюдения насилия в семье и социальные полследствия маркировки семьи как жестокой. 

Педагог-психолог Сидюкова Татьяна, 

(по материалам книги Рональда Блекборна «Психология криминального поведения»; Питер 2010)
Категория: Статьи | Добавил: referent (31.05.2013)
Просмотров: 2236 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Полезные ссылки
Федеральная целевая программа развития образования

Министерство образования и науки Самарской области

Министерство образования и науки РФ

Модернизация общего образования

Образование и наука Самарской области

Электронный мониторинг

Система мониторинга образования Самарской области

Информационная система комплексной оценки безопасности и готовности к новому учебному году инфраструктуры системы образования

Дискуссионный клуб Министерства образования и науки РФ

Друзья сайта
  • ГБОУ ДПО "Региональный социопсихологический центр"


  • Copyright Борский психологический центр © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz