ГБОУ Борский психологический центрПонедельник, 25.11.2024, 20:18

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Статьи [122]
Презентации [15]
Материалы [13]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Статьи

Профилактика подросткового табакокурения


Новорожденные везде плачут одинаково.

Когда же они вырастают, у них оказываются

 неодинаковые привычки. Это результат воспитания".

(Сюнь-цзы)

Подростковый возраст   самый трудный и сложный из всех детских возрастов.  Его называют переходным возрастом, потому что в течение всего этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости.
     Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход их от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Основной формой самопознания подростка является сравнивание себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.
      Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, подростки активно осваивают цели, нормы социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества».   Внешние проявления коммуникативного поведения подростков весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть таким, же как все, с другой – желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой игнорирование собственных недостатков.
     В общении с  учителями и  родителями  подростки, как правило, претендуют на роль взрослого человека.  Непонимание родителями своего ребёнка в этом возрасте, постоянные конфликты  и скандалы  в семье  делают ребёнка замкнутым, которого все больше влечет к себе улица и отдаляет его от родителей.  Именно там он и пытается самоутвердиться, а иногда и  приобретает  вредные привычки.
     Поэтому родителям  необходимо  всегда любить своего ребёнка, понимать  его, находить с ним общий язык и  заблаговременно  проводить беседы о психоактивных  веществах (табакокурении, алкоголе, наркотиках). Табакокурение является самой распространённой и достаточно опасной вредной привычкой в подростковом возрасте.
     Надо ли говорить с ребёнком о курении? Когда начинать проводить беседы? О чем говорить? А может, лучше не говорить об этом вообще? Конечно же, беседовать с ребенком, подростком о курении нужно, но при этом соблюдать некоторые условия:
• разговор должен проходить в доверительной обстановке, обязательно на равных; 
• нельзя доминировать в разговоре, навязывая свою точку зрения;
• нужно выяснить знания ребёнка по проблеме и его отношение к ней и на этой основе строить
дальнейший разговор;
• таких бесед не должно быть слишком много, нельзя постоянно и по любому случаю говорить о вреде курения.
     Для успешной профилактики курения необходимо знать, почему подростки начинают курить и постараться нейтрализовать причины. Посмотрим, что можно сделать для этого.
Причины
Действия
Из любопытства
Постараться расширить круг интересов подростка, демонстрируя новые возможности, привлекательные и доступные ему.
Чтобы казаться взрослее
Подростка может не удовлетворять статус в семье – он уже вырос, а к нему относятся, как к ребенку. Скорректируйте свое отношение – подросток должен иметь обязанности в семье, нести ответственность за их выполнение. Кроме этого, он должен получить больше свобод, чем раньше.
Подражая моде
Моду на курение во многом формирует реклама. В ней образ курящего человека весьма привлекателен. Обсудите с подростком рекламу, научите его критически относиться к получаемой извне информации. Расскажите, что во многих развитых странах курение не модно, а курящие имеют ограничения в правах.
За компанию
Оградить ребёнка от компаний, подающих нежелательный пример, нереально, зато вы можете научить его самостоятельному мышлению, приучить нести ответственность за свое поведение и не следовать за толпой.
   
Фразы, которые не рекомендуется произносить в разговоре с подростком,
и предполагаемая ответная реакция на них.
Фраза
Реакция
«Ты еще мал курить!»
«Отлично! Как только вырасту… Хотя я уже взрослый»
«Чтоб я не видел тебя с сигаретой!»
«Нет проблем! Буду курить в более приятной компании»
«Курят только глупые люди»
«Может твой дядя Петя и глупый, а я знаю много отличных ребят, и все они курят»
«Не смей курить!»
«Не надо мне приказывать!»
«Увижу с сигаретой – выгоню из дома!»
«Какая ерунда! Любопытно на это посмотреть»
«Сигарета – это яд. Капля никотина убивает лошадь»
«Это банально, к тому же я не лошадь»
«Вот сейчас ты куришь, а потом начнешь пить и употреблять наркотики»
«А что, можно попробовать!»
 
Характерно, что в семье курящих в раннем возрасте приобщаются к курению 50% детей, а не курящих - не более 15%.  Поэтому если родители  хотят, чтобы ребёнок не курил, тогда они  сами не должны  этого делать. Родители несут ответственность за детей, в частности, она предполагает осознанное отношение к своему поведению. Причем задумываться над тем, как  себя следует вести, нужно еще до момента появления ребёнка на свет. В идеале, ребёнок с самого раннего возраста должен видеть, что его близкие не курят, а точнее, не должен наблюдать курение близких ни в каких ситуациях. Известно, что многие люди курят изредка, в некоторых случаях, например, когда сильно нервничают, очень расстроены, во время вечеринок. С детства ребёнок берет за образец поведение значимых взрослых и с возрастом начинает вести себя по усвоенной модели. Если ребёнок видит Вас курящим и слышит, что курить нельзя, он скорее последует Вашему примеру, чем прислушается к словам. Дети, вырастая среди курящих, не сомневаются в том, что курение – такой же естественный процесс, как потребление пищи и воды. Курение у них ассоциируется с общепринятой нормой поведения.  Об отрицательном влиянии курения они не задумываются.
     В подростковом возрасте  общаясь в кругу  своих сверстников, они могут начать курить в результате принуждения со стороны курящих одноклассников, чтобы избежать причисления к трусам, «маменькиным сынкам», не способным принимать собственные решения.
     Проводя беседы, родителям необходимо учить отстаивать свое мнение и сопротивляться негативному влиянию со стороны сверстников.
Предложить  подросткам возможные варианты для отказа от предложения покурить:
  • Нет, спасибо. У меня на табачный дым аллергия. 
  • Я пробовал. Мне не понравилось.
  • Это не для меня. Я за здоровый образ жизни. 
  • Выбрать  союзника: найти в компании человека, которые согласен с вашим мнением.
  • Говорить «нет», несмотря ни на что. Отстаивать свое право иметь собственное мнение. Это, кстати, будет свидетельствовать о твердом характере. 
  • Перевести разговор на другую тему.
     Из-за своей загруженности на работе, родители порой не замечают изменений в поведении подростка. Недостаток общения может сказаться и в появлении  у него вредных привычек. Только общение может сблизить родителей и детей, поэтому находите время  для общения со своим  сыном и  дочерью. Разговаривайте в дороге, когда едете или идёте вместе, поделитесь  своим мнение о просмотренном вместе фильме, расскажите  о своих интересных школьных историях, проводите больше совместных дел. И помните, что общение с подростком должно быть на равных.
                                                                                                                                 Ситникова Людмила,
                                                                                                                                 социальный педагог
Категория: Статьи | Добавил: Admin (27.12.2012) | Автор: Людмила Ситникова
Просмотров: 3389 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Полезные ссылки
Федеральная целевая программа развития образования

Министерство образования и науки Самарской области

Министерство образования и науки РФ

Модернизация общего образования

Образование и наука Самарской области

Электронный мониторинг

Система мониторинга образования Самарской области

Информационная система комплексной оценки безопасности и готовности к новому учебному году инфраструктуры системы образования

Дискуссионный клуб Министерства образования и науки РФ

Друзья сайта
  • ГБОУ ДПО "Региональный социопсихологический центр"


  • Copyright Борский психологический центр © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz