Новорожденные
везде плачут одинаково.
Когда
же они вырастают, у них оказываются
неодинаковые привычки. Это результат
воспитания".
(Сюнь-цзы)
Подростковый возраст самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его называют переходным возрастом, потому что
в течение всего этого периода происходит своеобразный переход от детства к
взрослости, от незрелости к зрелости.
Важнейшей особенностью подростков является
постепенный отход их от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все
большая опора на внутренние критерии. Основной формой самопознания подростка
является сравнивание себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.
Первостепенное значение в этом возрасте
приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, подростки активно
осваивают цели, нормы социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя
и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества». Внешние проявления коммуникативного
поведения подростков весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во что
бы то ни стало быть таким, же как все, с другой – желание выделиться,
отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и
авторитет товарищей, с другой игнорирование собственных недостатков.
В общении с учителями и
родителями подростки, как
правило, претендуют на роль взрослого человека.
Непонимание родителями своего ребёнка в этом возрасте, постоянные
конфликты и скандалы в семье
делают ребёнка замкнутым, которого все больше влечет к себе улица и
отдаляет его от родителей. Именно там он
и пытается самоутвердиться, а иногда и
приобретает вредные привычки.
Поэтому родителям необходимо
всегда любить своего ребёнка, понимать
его, находить с ним общий язык и
заблаговременно проводить беседы
о психоактивных веществах
(табакокурении, алкоголе, наркотиках). Табакокурение является самой
распространённой и достаточно опасной вредной привычкой в подростковом
возрасте.
Надо ли говорить с ребёнком о курении?
Когда начинать проводить беседы? О чем говорить? А может, лучше не говорить об
этом вообще? Конечно же, беседовать с ребенком, подростком о курении нужно, но
при этом соблюдать некоторые условия:
• разговор должен проходить в
доверительной обстановке, обязательно на равных;
• нельзя доминировать в
разговоре, навязывая свою точку зрения;
• нужно выяснить знания ребёнка
по проблеме и его отношение к ней и на этой основе строить
дальнейший разговор;
• таких бесед не должно быть
слишком много, нельзя постоянно и по любому случаю говорить о вреде курения.
Для успешной профилактики курения
необходимо знать, почему подростки начинают курить и постараться нейтрализовать
причины. Посмотрим, что можно сделать для этого.
Причины
|
Действия
|
Из любопытства
|
Постараться расширить круг интересов
подростка, демонстрируя новые возможности, привлекательные и доступные ему.
|
Чтобы казаться взрослее
|
Подростка может не удовлетворять статус в
семье – он уже вырос, а к нему относятся, как к ребенку. Скорректируйте свое
отношение – подросток должен иметь обязанности в семье, нести ответственность
за их выполнение. Кроме этого, он должен получить больше свобод, чем раньше.
|
Подражая моде
|
Моду на курение во многом формирует реклама.
В ней образ курящего человека весьма привлекателен. Обсудите с подростком
рекламу, научите его критически относиться к получаемой извне информации.
Расскажите, что во многих развитых странах курение не модно, а курящие имеют
ограничения в правах.
|
За компанию
|
Оградить
ребёнка от компаний, подающих нежелательный пример, нереально, зато вы можете
научить его самостоятельному мышлению, приучить нести ответственность за свое
поведение и не следовать за толпой.
|
Фразы, которые не
рекомендуется произносить в разговоре с подростком,
и предполагаемая
ответная реакция на них.
Фраза
|
Реакция
|
«Ты еще мал курить!»
|
«Отлично! Как только вырасту… Хотя я уже взрослый»
|
«Чтоб я не видел
тебя с сигаретой!»
|
«Нет проблем! Буду курить в более приятной компании»
|
«Курят только глупые
люди»
|
«Может твой дядя Петя и глупый, а я знаю много отличных
ребят, и все они курят»
|
«Не смей курить!»
|
«Не надо мне приказывать!»
|
«Увижу с сигаретой –
выгоню из дома!»
|
«Какая ерунда! Любопытно на это посмотреть»
|
«Сигарета – это яд.
Капля никотина убивает лошадь»
|
«Это банально, к тому же я не лошадь»
|
«Вот сейчас ты
куришь, а потом начнешь пить и употреблять наркотики»
|
«А что, можно попробовать!»
|
Характерно,
что в семье курящих в раннем возрасте приобщаются к курению 50% детей, а не
курящих - не более 15%. Поэтому если
родители хотят, чтобы ребёнок не курил,
тогда они сами не должны этого делать. Родители несут ответственность
за детей, в частности, она предполагает осознанное отношение к своему
поведению. Причем задумываться над тем, как себя следует вести, нужно еще до момента
появления ребёнка на свет. В идеале, ребёнок с самого раннего возраста должен
видеть, что его близкие не курят, а точнее, не должен наблюдать курение близких
ни в каких ситуациях. Известно, что многие люди курят изредка, в некоторых
случаях, например, когда сильно нервничают, очень расстроены, во время
вечеринок. С детства ребёнок берет за образец поведение значимых взрослых и с
возрастом начинает вести себя по усвоенной модели. Если ребёнок видит Вас
курящим и слышит, что курить нельзя, он скорее последует Вашему примеру, чем
прислушается к словам. Дети, вырастая среди курящих, не сомневаются в том, что
курение – такой же естественный процесс, как потребление пищи и воды. Курение у
них ассоциируется с общепринятой нормой поведения. Об отрицательном влиянии курения они не
задумываются.
В подростковом возрасте общаясь в кругу своих сверстников, они могут начать курить в
результате принуждения со стороны курящих одноклассников, чтобы избежать
причисления к трусам, «маменькиным сынкам», не способным принимать собственные
решения.
Проводя беседы, родителям необходимо учить
отстаивать свое мнение и сопротивляться негативному влиянию со стороны
сверстников.
Предложить подросткам возможные варианты для отказа от
предложения покурить: Нет, спасибо. У меня на табачный дым
аллергия.
Я пробовал. Мне не понравилось.
Это не для меня. Я за здоровый образ жизни.
Выбрать
союзника: найти в компании человека, которые согласен с вашим мнением.
Говорить «нет», несмотря ни на что. Отстаивать
свое право иметь собственное мнение. Это, кстати, будет свидетельствовать о
твердом характере.
Перевести разговор на другую тему.
Из-за своей загруженности на работе,
родители порой не замечают изменений в поведении подростка. Недостаток общения
может сказаться и в появлении у него
вредных привычек. Только общение может сблизить родителей и детей, поэтому
находите время для общения со своим сыном и
дочерью. Разговаривайте в дороге, когда едете или идёте вместе,
поделитесь своим мнение о просмотренном
вместе фильме, расскажите о своих
интересных школьных историях, проводите больше совместных дел. И помните, что
общение с подростком должно быть на равных.
Ситникова Людмила,
социальный
педагог |