Инструкция. Подготовьте оборудование: лист с изображением геометрических фигур, чистый лист бумаги, цветные карандаши разного размера (не менее 12 цветов).
Ведущий: «Расположите фигуры в порядке предпочтения и раскрасьте их».
Раздайте участникам чистые листы бумаги.
Ведущий: «Составьте портрет вашей семьи, изобразив всех ее членов в виде геометрических фигур. Можно использовать геометрические фигуры несколько раз. Если вам захочется изобразить всех членов семьи в виде одной какой-то фигуры, вы можете это сделать. Например: все круги или все квадраты. Не забывайте раскрашивать фигуры».
Интерпретация результатов.
Определение типа личности тестируемого и восприятие им других людей (на бессознательном уровне).
В основу интерпретации положен алгоритм взаимодействия героев в сказке (Дедка за Репку – Бабка за Дедку – Внучка за Бабку – Жучка за Внучку – Кошка за Жучку – Мышка за Кошку).
С помощью ряда геометрических фигур выстраивается следующая цепочка предпочтений, характеризующая самого человека и его отношение к окружающим по принятию и непринятию личностных особенностей: Какой Я есть? – Что мне нравится в близких мне людях? – Чего Я жду от друзей? – Чем мне неприятны враги?
Например, такая цепочка: Красный прямоугольник – Синий квадрат – Зеленый треугольник – Черный зигзаг – Серый круг – указывает на то, что человек на подсознательном уровне страдает от своей неопределенности; рядом с собой предпочитает видеть надежного целеустремленного партнера; хочет взаимодействовать с умным и уравновешенным человеком; не принимает в людях неустойчивость в суждениях и действиях, а также неопределенность в отношениях; проявляет повышенную тревожность и беспокойство.
Определение типа личности тестируемого и восприятия им других людей (на сознательном уровне).
При составлении портрета семьи необходимо сравнить данные сознательного и бессознательного выборов. Если тестируемый и в первом, и во втором случае выбрал для себя одну и ту же геометрическую фигуру того же самого цвета, это означает, что человек ощущает и представляет себя окружающим таким, какой он есть. Если же либо форма, либо выбранный цвет не совпадают, то внутренние чувства человека и те, которые он демонстрирует окружающим, различаются и вследствие этого могут привести к эмоциональному дисбалансу личности.
Исследование внутрисемейных отношений.
Данная методика дает возможность определить место человека в семье, его отношение к его членам, выявить источник позитивного и негативного воздействия, а также установить причины семейного неблагополучия. Например, если один из членов семьи изображен в виде фигуры, которую тестируемый поместил в конце ряда, то данный человек является для него источником негативного воздействия. Если же большинство фигур составляют прямоугольники, то это означает, что или человек не знает, как ему относиться к близким, или их отношение к нему все время беспричинно меняется.
Важно также посмотреть, как члены семьи представляют друг друга. Какие качества личности другого они выделяют? Совпадают ли их характерологические предпочтения? Например, ребенок изобразил себя в виде «голубого круга», а отец выбрал для сына «красный треугольник». В данном случае имеет место желание отца сделать из сына активного лидера, а сын предпочитает активности размышления и мечты. Для того чтобы соответствовать ожиданиям отца, ребенок должен «подстроить» себя, подчинив свой характер чужой воле. Как результат, у ребенка возможны невротические проявления с последующей апатией к жизни и нервным истощением.
Плугина Ирина,
педагог-психолог