- Каждый член коллектива должен чувствовать себя в безопасности (имеется в виду физическая, психологическая и эмоциональная безопасность).
- У каждого должно быть сформировано положительное отношение к самому себе, чувство собственной уникальности, ценности.
- Каждый должен уметь заводить дружбу и поддерживать дружеские отношения.
1. Говоря о безопасности, мы имеем в виду не только физическую, но и психологическую безопасность. Человек, находясь в психологически опасной ситуации, испытывает тревогу и страх. Чувство страха порождает защитные реакции, которые могут проявляться в различных формах поведения. Под влиянием страха человек иногда старается стать незаметным, чтобы как можно меньше привлекать к себе внимание тех, кто является для него потенциальным источником угрозы.
Другой часто встречающейся формой защитного поведения является агрессия. Выражение «Нападение — лучшее средство защиты» как нельзя лучше характеризует этот тип поведения.
Еще один способ скрыть собственный страх — это использование различных масок, с помощью которых человек приспосабливается к ситуации, дистанцируясь от других.
Защита от страха может проявляться и в виде отчуждения, отношения с другими людьми при этом характеризуются дистантностью и равнодушием.
Если ситуация опасности становится для человека хронической, то описанные формы поведения закрепляются и становятся основными способами взаимодействия с миром.
Самым безопасным местом для человека, как правило, является его дом. Мы говорим: «Будьте как дома», «Не чувствуйте себя в гостях». Чем отличается наш дом от любого другого места? Это то пространство, где человек в максимальной степени может проявить свою индивидуальность. В доме, в семье существуют обычаи и ритуалы, которые сближают членов семьи.
Создание правила класса. Необходимым условием для ощущения защищенности и безопасности является наличие правил, по которым функционирует группа или общество. Эти правила должны быть понятны людям, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения этих правил. Дети должны иметь возможность принять участие в создании правил своего класса.
2. Говоря о самоуважении, мы имеем в виду принятие себя, осознание собственного достоинства, положительное отношение к себе. Высокое самоуважение связано с положительными эмоциями по отношению к себе, а низкое — с отрицательными.
Высокое самоуважение нельзя путать с высокомерием и отсутствием самокритичности. Человек с высоким самоуважением не считает себя лучше других, но уверен в себе и в своих возможностях.
Низкое самоуважение связано с чувством ущербности, неполноценности, что отрицательно влияет на поведение человека. Такие люди вынуждены прятать от окружающих свое истинное лицо, используя маски. Всем хорошо знакомые «классные шуты», или «клоуны», — типичный пример поведения человека с низким самоуважением.
Иногда люди с низким самоуважением излишне застенчивы, склонны к изоляции, одиночеству. Такие люди особенно болезненно реагируют на критику, порицание, остро переживают неудачу. Низкое самоуважение приводит к трудностям в общении, поскольку такие люди заранее уверены в том, что окружающие плохо к ним относятся.
Установлено также, что отрицательное отношение к себе связано с отклоняющимся поведением — совершением правонарушений, наркоманией, алкоголизмом.
3. Умение устанавливать и сохранять дружеские отношения — чрезвычайно важная способность человека, дающая ему возможность удовлетворить потребность в эмоциональных контактах, поддерживать и развивать чувство собственной ценности.
Дружба — отношение глубокое и интимное, предполагающее не только взаимопомощь, но и внутреннюю близость, доверие и «любовь».
И дети и взрослые много выигрывают от дружеских отношений друг с другом. Друзья могут делиться своими чувствами и страхами, подробно обсуждать свои проблемы. Иногда дети выбирают друзей, значительно отличающихся от них по складу характера. Импульсивный, общительный ребенок может выбрать в качестве близкого друга замкнутого и сдержанного ребенка. Хотя чаще дружеские отношения устанавливаются между детьми, имеющими достаточно много сходных черт и общих интересов.
В каждом классе есть как популярные, так и непопулярные дети. На популярность среди сверстников в среднем возрасте влияет умение сотрудничать, а также отзывчивость при попытке завязать знакомство.
(Стоит обсудить с детьми, какими качествами должен обладать человек, чтобы с ним хотелось дружить. Предложите детям отметить, что для них важнее всего в друге:
с ним весело;
он — добрый;
признает свои ошибки;
умеет хранить секреты;
хорошо ко мне относится;
надежный;
честный;
верный.
Попросите детей перечислить те качества, которыми они обладают, и те, которые хотели бы развить в себе. Обсудите с детьми такое выражение — «Людей привлекает в тебе то же самое, что тебя привлекает в людях»)
Между друзьями нередко возникают конфликты. Как вести себя в таком случае? Обсуждение «случаев из жизни» позволит не только помочь детям найти правильное решение, но и, возможно, предотвратить ссоры.
Задания:
1. Твой друг часто опаздывает. В прошлый раз из-за этого вы опоздали в кино, а сегодня вот уже полчаса ты ждешь его, чтобы пойти играть в футбол. Остается всего 20 минут для игры. Как ты поступишь в этой ситуации?
2. У твоего друга плохое настроение, которое он срывает на тебе. Ты не представляешь себе, чем ты мог так рассердить или расстроить друга. Как поступить в этом случае?
3. Ты доверил важный семейный секрет своему другу. На следующий день, придя в школу, ты обнаружил, что еще несколько человек узнали твою тайну. Что ты сделаешь?
4. Сегодня твой лучший друг ушел гулять вместе с вашим общим приятелем. Тебя они не позвали. Обычно вы всегда гуляли с другом вместе. Что делать в такой ситуации?
5. Ты дал в долг другу деньги несколько недель тому назад. Он не возвращает их тебе и ничего не говорит о долге. Ты не знаешь, стоит ли напомнить другу о долге. Ты уговариваешь себя, что сумма не так уж велика. Но почему-то это тебя все-таки беспокоит. Как ты поступишь?