Развитие навыков общения у детей с
ограниченными возможностями здоровья в совместной деятельности в группе «Играем
вместе» в условиях Кабинета ранней диагностики С самого
рождения ребенок испытывает потребность в общении с окружающими людьми. Ребенок
растет, и эта потребность увеличивается. Младенцу достаточно для общения
родителей и узкого круга родных и знакомых. С 2-3 лет ребенок стремится играть
с другими детьми. Однако невозможно представить себе процесс социализации
ребенка без опыта общения с другими детьми.
Во
взаимодействии со сверстниками ребенок усваивает разные формы и правила
поведения, учится общаться с другими детьми, добиваться того, что он хочет, и
учитывать желания других. Во время общих игр происходит развитие
эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, ребенок учится
подражать другим, осваивает новые действия, игры, увеличиваются активный и
пассивный словарь, развиваются коммуникативные навыки.
У детей с
нарушениями развития большинство психических функций формируются с
запаздыванием, в том числе и навыки общения. Развитие общения у ребенка,
имеющего какие-либо отклонения, может качественно отличаться от развития в
норме. Часто «особому» ребенку трудно установить эмоциональный контакт даже с
родными, а тем более с другими детьми и взрослыми. Навыки взаимодействия и
общения, которыми в норме ребенок овладевает сам, у «особого» ребенка могут
сформироваться только в результате специальной работы. Поэтому специалисты
Кабинета ранней диагностики ГБОУ Борский психологический центр специально
организовали совместную деятельность «родитель-ребенок-педагог» «Играем
вместе», в которой ребенок может увидеть других детей, начать подражать им,
научиться взаимодействовать, соблюдать правила поведения.
В Кабинете
ранней диагностики реализуется комплексный подход: с каждым ребенком работает
многопрофильная команда – это педиатр, психиатр, психолог, логопед,
воспитатель. Также активными членами команды являются родители ребенка. Каждый
участник команды вносит свой вклад в общую работу – разные специалисты
по-своему видят проблемы ребенка и потенциал, который позволяет их преодолеть.
Работая с
ребенком, имеющим нарушения развития, мы стремимся к тому, чтобы он стал
активным членом общества, научился жить не в искусственной среде (как это
бывает, когда детей с нарушением в одной сфере собирают в одном специальном
детском саду или школе), а в обычном социуме, в котором живут самые разные
люди. Большинство наших детей в силу тяжести нарушений не только не способны
ходить в коррекционный детский сад, но и просто оказываются изолированы дома.
Главная цель
совместной деятельности в группе «Играем вместе» - дать каждому ребенку
возможность получить опыт взаимодействия с другими детьми, освоить разные формы
такого взаимодействия и, таким образом, почувствовать себя частью коллектива. В
группе «Играем вместе» решаются как общие задачи, направленные на социальное и
эмоциональное развитие ребенка, так и специфические, непосредственно связанные
с особенностями нарушений в развитии детей, входящих в нашу группу.
В группе
«Играем вместе» занимаются дети от 2 до 8 лет с нарушениями в различных сферах:
·
нарушения двигательного развития: от
недостаточности зрительно-моторной координации или слабости двуручной
деятельности до нарушений опорно-двигательного аппарата, выраженных ограничений
самостоятельных движений, поддержания позы;
·
нарушения эмоционального развития: от повышенной
тревожности и страхов до тяжелых форм раннего детского аутизма;
·
нарушения речевого развития: от недостатков
произношения до невозможности использования речи как средства коммуникации;
·
нарушения познавательного развития: от слабости
памяти или повышенной отвлекаемости до тяжелых интеллектуальных нарушений.
Многие наши дети имеют
множественные нарушения развития.
При формировании группы мы
учитываем разные факторы:
1. Необходимость
решения сходных задач для детей с различными нарушениями. Для одних детей
ставятся задачи развития двигательной сферы, для других – познавательной, для
третьих актуальной задачей является преодоление страхов и развитие собственной
игры.
2. Возраст
детей: мы учитываем не только паспортный, но и психологический возраст, которые
могут не совпадать. Например, мальчик Никита, 4 года (диагноз: ДЦП, ЗПРР).
Задачи эмоционального развития для мальчика были аналогичны задачам, которые мы
ставили для детей более младшего возраста. Хотя его собственные двигательные
возможности сильно ограничены, он с
интересом наблюдает за другими детьми, эмоционально включается в общую
деятельность.
3. Темп
деятельности разных детей. Для одних детей характерен низкий темп – они долго
не могут начать выполнять даже знакомое и хорошо освоенное действие, а тем
более долго включаются в новое для них задание. Другие дети, наоборот, быстро
включаются в работу, могут выполнить нужное действие или задание, но при этом
быстро истощаются, теряют интерес к деятельности, если она продолжается долго.
В нашей группе дети разные по темпу
деятельности и поэтому специалистам сложно подобрать такую общую деятельность,
в которой могли бы участвовать все. Поэтому в группе «Играем вместе» совместную
деятельность организовывают два педагога – психолог и воспитатель, которые
поочередно меняют друг друга в разных видах деятельности, при этом помогают
детям, испытывающим трудности (удержание позы, умение держать предмет,
выполнение необходимых движений руками ребенка).
Игры и упражнения педагоги подбирают в
зависимости от возможностей понимания детей и преобладающих в группе проблем.
Основные составляющие совместной
деятельности группы «Играем вместе»:
приветствие
(игровой персонаж здоровается с каждым ребенком, называя его по имени,
ладошкой, локотком, плечиком, обнимает…)
пальчиковые
игры;
ритмические
игры;
сенсорные
игры;
игры по
правилам;
прощание
(игровой персонаж прощается с каждым ребенком, называя его по имени).
Таким образом, посещение группы
«Играем вместе» может стать для ребенка одной из ступенек на пути к выходу в
широкий мир, в котором он будет жить и общаться. Для каждого ребенка, который
посещает Кабинет ранней диагностики мы создаем такую интегративную среду,
которая готова принять ребенка с любыми особенностями. В такой среде ребенок с
нарушениями развития может найти понимание и поддержку, а также интересную
деятельность, в которой ему захочется участвовать. Это позволит ему самому
также сделать шаг навстречу другим людям.
При составлении игровой деятельности
специалисты использовали методическую литературу Центра лечебной педагогики г.
Москвы «Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии Круг»
под редакцией Зарубиной Ю.Г., Константиновой И.С.
Елена Бутырина, воспитатель |