ГБОУ Борский психологический центрПятница, 14.12.2018, 19:56

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Статьи [122]
Презентации [15]
Материалы [13]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Статьи

Развиваем мелкую моторику

Мы часто слышим выражение «мелкая моторика» и знаем, что ее нужно развивать. Но не всегда родители до конца понимают, что это такое и зачем необходимо для их ребёнка. Под словосочетанием «мелкая моторика» физиологи подразумевают движения мелких мышц кистей рук, в основном, пальцев. Развитие мелкой моторики напрямую связано с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности.
Развитие мелкой моторики важно начинать с раннего детства. Начать можно с 2-х месяцев, делая своему ребенку пальчиковый массаж. В этом возрасте он заключается в нескольких простых упражнениях:
• вы легко и нежно тяните пальчики ребенка, будто хотите их вытащить;
• вы берете каждый пальчик малыша в отдельности и делаете им круговые движения сначала в одну, а затем в другую сторону;
• возьмите мохнатый шарик из латекса 3-4 см (есть в зоомагазинах) и вложите в ладошку ребенка – это позволяет сохранить правильную форму рук, когда малыш засыпает и сжимает кулачки.
Такой массаж необходимо проводить каждый день по 2-3 минуты.
В 4-5 месяцев можно взять шарики большего диаметра и включить еще массаж ими. Для этого зафиксируйте ладонь ребенка в одной руке, а другой рукой покатайте шарик по ладошке малыша.
В 5-6 месяцев добавляется еще одно упражнение: вы по очереди поднимаете руки малыша верх и плавно двигаете ими вдоль головы, будто причесываете волосы. В этом же возрасте можно расширить и массаж: прорабатывайте каждую фалангу каждого пальца в отдельности.
К 7 месяцам латексный шарик заменяем грецким орехом, одновременно увеличивая общую продолжительность массажа до 4 минут.
В 8-10 месяцев можно переходить к более активным упражнениям для пальцев рук. В этом вам помогут с детства известные «ладушки», «сорока-белобока», «коза рогатая». Во время упражнения обязательно разговаривайте с ребенком, читая ему соответствующие стишки. В этом возрасте можно давать руки игрушку-пищалку: вы рассказываете стих, а ребенок сжимает и разжимает игрушку (утенок, цыпленок и т.д. в зависимости от ваших предпочтений).
К году начинайте учить малыша рисовать каракули, держать ложку, собирать пирамидки из колец (не обязательно по размеру). После года пригодятся и развивающие мелкую моторику игрушки, которые в большом количестве есть в детских магазинах.
Несмотря на многообразие развивающих игрушек, не лишним будет и использование подручных средств. Например, вы можете заполнить несколько небольших тазиков разными наполнителями (вода, песок, мелкая крупа, горох) и предложите малышу по очереди поиграть в них руками.
Не менее увлекательная для ребенка игра – отыскать зарытые сокровища. Берете несколько небольших игрушек, кладете на дно тазика и засыпаете сверху крупой или песком. Задача ребенка – отыскать игрушки.
Конечно, любая мама задается вопросом, дают ли ее усилия должный эффект. Понять, что ваш малыш растет и развивается без отклонений в плане развития мелкой моторики, помогут простые тесты.
8 – 12 месяцев: ребенок уверенно берет небольшие предметы при помощи большого и указательного пальцев (хват «пинцет»).
13 месяцев: ребенок может разъединять предметы, смотря на них, и повторять движения за взрослыми.
14 месяцев: малыш самостоятельно может рисовать каракули.
1 – 1,5 года: ребенок уверенно переворачивает страницы книги, может держать ложку, разворачивать предметы, ставить кубик на кубик и собирать пирамидку без учета размера колец.
1,5 – 2 года: малыш может листать страницы книги по одной, хватать движущийся предмет, ставить несколько кубиков друг на друга, рвать бумагу и переливать жидкость из емкости с узким горлышком в емкость с широким.

Рекомендации для родителей

1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.
2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.
3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.
5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.
6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.
7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.
9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.
10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 2 лет
1. "Рыбак"
Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки, крупные бусины и т. п.
Предложите малышу с помощью маленького сита, привязанного к палке, выловить по очереди все эти предметы и положить их на тарелку,
стоящую на подносе справа от миски. "Удочку" малыш должен держать одной рукой.
2. "Дорожка"
Сделайте на столе дорожку шириной 3—5 см, ограниченную с двух сторон полосками бумаги. Предложите малышу посыпать её манкой или пшеном.
Крупу нужно брать тремя пальчиками и стараться не просыпать за края дорожки.
3. "Волшебная ложечка"
Поставьте на поднос две чашки: слева — чашку с крупой, а справа — пустую. Двигая рукой ребёнка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой.
Осторожно поднесите ложку к пустой чашке и опрокиньте над ней. Задача: пересыпать всю крупу из левой чашки в правую.
4. "Сладкий чай"
Ваш малыш уже может самостоятельно положить себе в чай сахар. Теперь научите его размешивать сахар в кружке.
5. "Салют"
Ребёнок берёт небольшие листочки цветной бумаги и старается разорвать их как можно мельче. Оторванные кусочки он складывает на блюдце. Затем надо взять все кусочки в ладони и подбросить их вверх.
6. "Сделай комочек"
Дайте ребёнку лист бумаги. Его задача: скомкать листок так, чтобы получился плотный комочек.
7. "Подзорная труба"
Ребёнок берёт лист бумаги формата А4 и сворачивает его двумя руками в трубочку, после чего подносит трубочку к глазу и рассматривает в неё окружающие предметы.
8. "Собери палочки"
Рассыпьте перед ребёнком счётные палочки. Малыш должен собрать их все по одной обратно в коробочку.
Никогда не ругайте малыша, если у него не получается хорошо работать ручками. Не отступайте, если задание кажется трудновыполнимым для ребенка. Больше занимайтесь с ним и хвалите за все успехи. Развитие моторики – неотъемлемая часть общего развития ребенка. Помимо развития речи, творческого начала и логики, это важная база для подготовки ребенка к школе.


Долгих Марина, воспитатель
(по материалам сайтов сети ИНТЕРНЕТ)

Категория: Статьи | Добавил: Фиалка (28.11.2014)
Просмотров: 817 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Полезные ссылки
Федеральная целевая программа развития образования

Министерство образования и науки Самарской области

Министерство образования и науки РФ

Модернизация общего образования

Образование и наука Самарской области

Электронный мониторинг

Система мониторинга образования Самарской области

Информационная система комплексной оценки безопасности и готовности к новому учебному году инфраструктуры системы образования

Дискуссионный клуб Министерства образования и науки РФ

Друзья сайта
  • ГБОУ ДПО "Региональный социопсихологический центр"


  • Copyright Борский психологический центр © 2018
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz