ГБОУ Борский психологический центрЧетверг, 09.05.2024, 12:02

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Статьи [122]
Презентации [15]
Материалы [13]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Статьи

Развод и ребенок
Развод - тема чрезвычайно сложная. Известно, что развод становится все более обычным явлением в нашем обществе. Все семьи разные, со своими устоями, традициями, законами. Как нет одинаково счастливых семей, так и семейные проблемы всегда индивидуальны. В наше время не стыдно говорить "я разведена”, неполных семей становится все больше. Хорошо это или плохо? Чаще всего к разводу идут долго, у супругов накапливается недовольство друг другом, напряжение, они уже не могут жить, как раньше, и семья распадается. Если развод необходим родителям, он необходим и ребенку, поскольку после развода появляется возможность гармонизации жизни каждого из супругов. Намного тяжелее для ребенка (да и для взрослого) жить в состоянии "хронического” развода, когда взрослые живут под одной крышей, но фактически уже не являются семьей. В семье, где постоянная напряженная обстановка, бесконечные конфликты, ребенок чувствует себя вдвойне несчастным. Но, с другой стороны, даже самый оправданный развод может стать для него сильнейшим потрясением. К сожалению, родители, борясь друг с другом, выясняя отношения, забывают о чувствах ребенка. 
Как дети переживают развод? 
Реакция детей на развод зависит и от того, как родителям удается решать конфликты между собой. Восприятие ребенком этой сложной ситуации также во многом зависит от его возраста. 6-8-летние дети открыто проявляют обиду и беспокойство, они плачут, боясь, что никогда не увидят одного из родителей, боятся стать ненужными; 9-12-летние в большей степени страдают от бессилия и одиночества, зачастую ухудшается их учеба в школе. У подростков развод родителей может привести к тяжелой депрессии. Вот некоторые типичные реакции детей на развод родителей. Часто ребенок уверен, что именно он является причиной развода родителей, что он что-то сделал не так (например, «мой отец ушел, потому что я был для него плохим»). Часто мать настраивает ребенка против посещающего его отца, использует ребенка в качестве «посыльного» для передачи своей ненависти бывшему супругу. Дети разведенных родителей обычно не способны на продолжительные партнерские отношения. Многие отказываются впоследствии иметь своих детей из-за боязни причинить им боль («чтобы они не испытали того, что пришлось пережить мне»). 
Что чувствует ребенок после развода и как ему помочь? 
Эмоции, чувства ребенка проходят своеобразные стадии, постоянно претерпевают изменения, в связи с этим меняется и поведение. 
Отрицание. 
Ребенок не верит в произошедшее, не желает принимать развод. Он может рассказывать друзьям, что его родители вовсе не разошлись, просто папа уехал в командировку. В это время ребенок испуган, угнетен, он хочет, чтобы все было, как прежде. Он тоскует по отцу(матери), плачет, ему кажется, что он никому не нужен. 
Гнев. 
Осознав, что вернуть прежнюю жизнь уже невозможно, ребенок ожесточается, открыто выражает свои чувства (грубит, становится раздражительным), но может и сдерживать свой гнев, боясь еще больше расстроить мать или отца. Раздражение может быть направлено и на родителя, оставшегося с ребенком, и на того, кто ушел из семьи. На этой стадии важно дать ребенку высказаться, выплеснуть свой гнев. Ему необходимо чувствовать, что он любим. Здесь ребенку могут помочь и бабушки-дедушки, показывая его нужность, свою любовь к ребенку. 
Желание все исправить. 
Ребенок немного успокаивается, но он склонен обвинять себя в разводе родителей, поэтому считает, что если будет хорошо себя вести, родители помирятся или если он станет хорошо учиться, папа вернется. Следует дать понять ребенку, что он не виноват в случившемся. На этой стадии ребенок может пытаться помирить родителей. Часто ребенок, желая привлечь к себе внимание, начинает себя плохо вести, совершает неожиданные поступки, как бы проверяя, действительно ли он дорог родителям. 
Печаль. 
Может пройти долгое время, прежде чем ребенок сумеет побороть, пережить гнев, страх, неуверенность и чувство вины. Видя, что исправить уже ничего нельзя, ребенок может впасть в депрессию, это траур по прошлому. Ребенок часто плачет, он смиряется и прекращает борьбу с самим собой и с родителями. 
Принятие. 
Острая боль ушла, ребенок примиряется с действительностью, он начинает приспосабливаться к новой жизни, успокаивается. 
Это примерные стадии эмоциональных изменений ребенка, очень многое зависит от возраста, от отношений в семье, которые были до развода, от темперамента ребенка. Но основное – тяжелое и долгое переживание, потребность в подтверждении своей нужности, в любви родителей к нему – остается общим для всех. 
Как объяснить ребенку причину развода? 
Детям необходимо сообщить о разводе родителей, обеспечив им регулярные свидания с обоими родителями. Ребенок должен понять, что не он является причиной развода и не должен поддерживать ни одну из сторон. Новейшие исследования поведения детей разведенных пар показали, что для дальнейшего развития ребенка очень важно, чтобы разведенные родители поддерживали достаточно близкие отношения. Особенно важно, чтобы дети имели возможность регулярно общаться с обоими родителями. Только так можно обеспечить хорошее психологическое и эмоциональное развитие ребенка. У детей, потерявших связь с одним из родителей, налицо явные изменения личности и расстройства психосоциального поведения. Необходимо позволить ребенку общаться и с отцом, и с матерью. Только так можно уменьшить негативные последствия развода и прийти к компромиссу. 
Как уменьшить последствия развода для детей? 
Если при разводе супруги учтут нижеизложенные положения, то им, возможно, удастся несколько смягчить негативное влияние развода на детей: 
• Необходимо договориться о соответствующем поведении, направленном на воспитание детей. 
• Позвольте супругу (супруге) общаться с ребенком. 
• Постарайтесь отвлечь внимание ребенка. 
• Не унижайте бывшего супруга (супругу) на глазах у ребенка, попытайтесь сохранить доверие ребенка, это поможет сохранить хорошие взаимоотношения. 
• Не принуждайте ребенка поддерживать одного из родителей. 
• Не оправдывайтесь, но постарайтесь объяснить ребенку причину развода. 
Чаще всего после развода дети остаются с матерью, на нее ложится основной груз ответственности за их дальнейшее развитие и воспитание. Конечно, женщине самой очень тяжело приспособиться к новой жизни, даже если она была инициатором развода, при этом она не должна забывать об интересах детей. Затруднения матери после развода можно объяснить несколькими причинами: 
1. Бессознательное, а иногда и осознанное манипулирование для достижения определенных целей. Мать пытается через ребенка воздействовать на бывшего супруга. Чаще всего цель подобного манипулирования – бессознательная попытка вернуть мужа. Действие матери: ставит всевозможные преграды для встреч с ребенком либо искусственно усиливает вовлечение отца в воспитание; дискредитация личности отца; подчеркивает недостатки ребенка и трудности в его воспитании перед отцом. 
2. Неуверенность матери в себе, в своей родительской роли. Именно неуверенность в себе частая причина неправильного поведения женщины в ситуации развода. Мать боится, что, встречаясь с отцом, ребенок "полюбит его больше”, отдалится от нее. Действия матери: категоричный запрет на встречи, который объясняется негативными качествами отца; повышенное внимание к тому, что происходит с ребенком при встречах с отцом (контроль телефонных звонков, общение только в ее присутствии, на ее территории); запугивание ребенка. Мать пытается вернуть подарками и различными поощрениями привязанность ребенка, которая на самом деле неизменна, потом как бы спохватывается и усиливает контроль за воспитанием, ужесточает наказания. Возникает непоследовательность воспитания, которое губительно действует на психику ребенка. 
Что же делать матери, чтобы избежать подобных ошибок? 
• Прежде всего, необходимо "разобраться с собой”, честно оценить свои поступки, постараться объяснить себе причины своего поведения. Работа над собой поможет и маме, и детям. 
• В зависимости от конкретной ситуации необходимо поощрять встречи ребенка с отцом. Если малышу еще нет и 3х лет, лучше им встречаться на Вашей территории, либо в Вашем присутствии. Чем старше ребенок, тем больше свободы необходимо им предоставлять. 
• Важно, чтобы отец был искренне заинтересован жизнью ребенка. Встречи можно планировать заранее, готовиться к ним (поход в театр, например), можно просто вместе гулять, можно начать собирать общую коллекцию, т.е. искать общие интересы. 
• Если раньше (до развода) в семье соблюдались традиции, желательно их сохранить (чаепитие с домашним пирогом по воскресеньям; "вылазки” на природу) 
• Не отказывайтесь от помощи бабушек-дедушек, но не позволяйте им обсуждать ситуацию развода, личность отца (матери) в присутствии ребенка. 
• Говорите с ребенком предельно откровенно. Лучше, если он обсудит сложившуюся ситуацию с мамой, получит от нее ответы на свои вопросы, чем столкнется с нескромными вопросами знакомых взрослых, сверстников и не сможет на них ответить, либо услышит их версию случившегося. 
Если вы воспринимаете развод как «смерть семейной жизни», то ваш пессимистический взгляд на этот этап жизни станет непосильной ношей для ребенка. Лучше приучайте себя к мысли, что это – изменение семейной ситуации. Из-за развода родителей страдают дети. Однако сохранять семью только ради детей не рекомендуется. Имейте в виду, что психология детей при разводе родителей должна занимать важную часть вашего внимания. Оба родителя должны быть готовыми помочь ребенку в преодолении острой реакции ребенка, быть терпеливыми и последовательными. 

Любовь Рыбак, педагог-психолог 
по материалам сети ИНТЕРНЕТ
Категория: Статьи | Добавил: referent (14.10.2013)
Просмотров: 691 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Полезные ссылки
Федеральная целевая программа развития образования

Министерство образования и науки Самарской области

Министерство образования и науки РФ

Модернизация общего образования

Образование и наука Самарской области

Электронный мониторинг

Система мониторинга образования Самарской области

Информационная система комплексной оценки безопасности и готовности к новому учебному году инфраструктуры системы образования

Дискуссионный клуб Министерства образования и науки РФ

Друзья сайта
  • ГБОУ ДПО "Региональный социопсихологический центр"


  • Copyright Борский психологический центр © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz