Еще 10 лет назад в нашей стране мы и не могли представить, насколько проблема компьютерной зависимости будет актуальна на сегодняшний день. Любимые игрушки современных детей давно уже ушли от лошадок и пупсиков, даже куклы Барби и роботы - трансформеры потеряли свою былую привлекательность. Сегодня самой желанной игрой стали компьютеры.
Ведь с их помощью открывается целый мир – увлекательные путешествия, "стрелялки", приключенческие "бродилки", головоломки. Компьютерные игры полезны, когда используются в качестве смены деятельности, для того , чтобы снять напряжение, отвлечься от чтения, писания, физической нагрузки и т.д.
Почему дети так любят игры на компьютере? Компьютерные игры позволяют ребенку испытать весь спектр эмоций: от восторга, счастья и радости до раздражения, страха, агрессии.
Но чрезмерное увлечение компьютерными играми может перерасти в серьезную зависимость. Виртуальный мир может с легкостью заменить реальность, в которой есть школа, уроки, суп с вареным луком и еще множество скучных и нелюбимых ребенком вещей. В результате продолжительного пребывания за компьютером в ущерб общению с близкими, сверстниками деформируется психика ребенка, а так же ухудшается его физическое состояние.
Признаки компьютерной зависимости:
- Ваш ребенок, играя в компьютер, испытывает радость, эйфорию, но когда он вынужден заняться другими делами, выказывает неудовольствие, раздражение и даже агрессию.
- Не может остановиться, находясь в игре, и стремится продолжать ее как можно дольше.
- Частично или полностью теряет интерес к другим занятиям (играм со сверстниками, учебе, домашним делам, прогулкам и т.д.).
- Увеличивает число времени, проводимого за компьютером.
- Угрожает, шантажирует родителей в ответ на запрет сидеть за компьютером.
- Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался.
Как уберечь ребенка от компьютерной зависимости?
- Как можно раньше привейте отношение к компьютеру как к средству получения знаний, а не эмоций.
- Не стоит совсем запрещать играть в компьютерные игры - подберите логические, развивающие, обучающие игрушки и лимитируйте время игры.
- Обеспечьте ребенка яркой, интересной, насыщенной жизнью (участие в детском представлении, многочисленные кружки, походы в театры, музеи).
- Ребенок должен иметь возможность самовыражаться, сообщать о своих эмоциях без угрозы быть наказанным или получить неодобрительную оценку и у него должна быть возможность удовлетворять потребность в эмоциях.
- Показывать личный положительный пример. Важно чтобы слова не расходились с делом. И если родители разрешают играть сыну не более часа в день, то сами не должны играть по три-четыре.
- Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры).
Овчинникова Юлия, педагог-психолог
(по материалам сети Интернет) |