ГБОУ Борский психологический центрПятница, 19.04.2024, 14:38

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Статьи [122]
Презентации [15]
Материалы [13]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Статьи

Ребёнок не хочет учиться…

Одни дети любят учиться, другие спокойно относятся к этому процессу, третьи терпят, а четвёртые и вовсе отказываются. Почему же такое разное восприятие одного и того же процесса у разных детей? Что нужно делать, если ребёнок не желает учиться?
Предупреждение легче лечения. Истина давно известная, но многими пренебрегается. Предупреждать нежелание учиться надо с самого раннего возраста детей, когда они делают свои самые первые шаги по дороге знаний. Именно здесь родители могут наделать таких ошибок, которые впоследствии заставят схватиться за голову. Все родители стремятся дать дошкольнику побольше знаний, чтобы и читал, и писал, и считал, и задачки решал. При этом забывая о том, что главное – это умение дошкольника учиться: хотеть узнавать новое, быть любознательным, научиться жить в творческом поиске. Но, родители хотят показателей – чтобы быстро читал, чтобы правильно считал, нанимают учителей, от которых тоже требуют этих показателей, да ещё и как можно быстрее. И учителя «стараются» угодить родителям.
Не спешите, не давите, не ругайте, не заставляйте, не наказывайте, не требуйте, а поощряйте, хвалите не только результаты, но и проявленный интерес, заинтересовывайте, стимулируйте, награждайте.
Осознание. Если предупредить не удалось, и проблема всё-таки появилась, нужно понять и принять её истинные причины. Конечно, проще обвинять ребёнка, школу, учителей, чем искать собственные ошибки на этапе предупреждения проблемы. Итак, изложим основные причины нежелания учиться.
Лень, а проще говоря, нежелание трудиться – самая распространённая причина. Но и у лени есть причины, вызвавшие её саму – это неумение ребёнка учиться, получать от этого удовольствие. И это снова нас возвращает к ошибкам на этапе предупреждения проблемы.
Отсутствие цели. А зачем учиться вообще? Чтобы быть богатым? Если родители имеют научное звание и при этом дом на берегу океана и приличный счёт в банке, такого вопроса ребёнок может и не задать. Но в жизни бывает всё – и нерадивые двоечники-миллионеры, и пытливые учёные-нищие. Чтобы быть уважаемым, приносить пользу Родине? Для школьника уважение сверстников за коллекцию наклеек важнее каких-то непонятных ценителей за пользу Родине. Чтобы жить было интересно, узнавать новое? Так не научен ребёнок получать удовольствие от этого процесса ещё на том самом этапе предупреждения, поэтому это тоже для него не аргумент. Вот и придумывают родители, каким велосипедом или мобильным телефоном привлечь ребёнка к учёбе или лишением чего наказать за неусидчивость. И всё это вместо того, чтобы по-настоящему научить ребёнка получать радость познания.
Усталость. Бывает так, что в первом полугодии ребёнок приносит отличные результаты, а к концу учебного года скатывается на низший уровень. Всё дело в усталости, которая тоже бывает разной. Если ребёнок устаёт физически, освободите его от дополнительных спортивных занятий, давайте возможность отдохнуть. Если же ребёнок испытывает умственную усталость (рассеянность, отсутствие концентрации, плохое восприятие материала), большее время уделите прогулкам на свежем воздухе, спорту, а вот дополнительные занятия шахматами могут и подождать. Эмоциональная усталость вызывает проблемы со сном (слишком возбуждённый ребёнок ночью не может уснуть, зато весь день сонный), от чего весь учебный процесс рушится, как карточный домик. В этом случае нужно использовать расслабляющие процедуры – поплескаться в ванной или бассейне, посмотреть добрый фильм, вместе склеить домик или самолёт.
Взаимоотношения с учителями и одноклассниками. Если проблемы возникли здесь, то самим родителям с ними не справиться. Придётся вникнуть в суть проблемы, попытаться с учителями и психологами исправить ситуацию, а в случае неудачи и сменить школу. Здесь всё очень индивидуально.
Болезни, стрессы. Тяжёлые болезни вызывают неудобства, которые в свою очередь вызывают состояние стресса. Здесь без врачей и психологов не обойтись. Стресс, вызванный какой-либо житейской ситуацией (переезд, развод родителей, смерть питомца), также может вызвать нежелание учиться.
Страх быть неуспешным, заниженная самооценка. Если всё детство вы сравнивали успехи своего сына с успехами других, более талантливых детей, при этом громко вздыхая о том, какой у вас балбес, то вы сделали всё для того, чтобы ваш ребёнок был уверен в своей неудаче. Так же может поступить и не очень квалифицированный педагог, публично унижая ребёнка при других детях за неудачи в учёбе. А если ребёнок уверен, что он сделает плохо, то зачем вообще это делать?
Протест. Нежеланием или желанием учиться ребёнок может манипулировать взрослыми. Если вы всё время воспитывали ребёнка под девизом «сделай и получи шоколадку», то теперь настала очередь ребёнка «воспитывать» вас подобным же образом – «нет шоколадки – не буду учиться». То есть вы не купили ему мотоцикл, а он не будет учиться.
Устранение нежелания учиться, возможно, только в том случае, если родители осознали, что в проблеме виноват не ребёнок, а совершенно другие факторы: собственная безграмотность в воспитании, болезни, стрессы, усталость. Важно объяснить ребёнку, что это проблема, что он не виноват, что ему нужна помощь. А дальше уже можно и устранять свои ошибки, и искать хороших специалистов, и перестраивать всю свою жизнь.

 


Ольга Герасименко, педагог-психолог,

(по материалам сайтов сети ИНТЕРНЕТ)

Категория: Статьи | Добавил: мастер (03.05.2015)
Просмотров: 621 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Полезные ссылки
Федеральная целевая программа развития образования

Министерство образования и науки Самарской области

Министерство образования и науки РФ

Модернизация общего образования

Образование и наука Самарской области

Электронный мониторинг

Система мониторинга образования Самарской области

Информационная система комплексной оценки безопасности и готовности к новому учебному году инфраструктуры системы образования

Дискуссионный клуб Министерства образования и науки РФ

Друзья сайта
  • ГБОУ ДПО "Региональный социопсихологический центр"


  • Copyright Борский психологический центр © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz