Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу. Большую роль играет речевая готовность ребёнка к обучению. Ведь именно при помощи устной и письменной речи ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у ребёнка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. В этой связи родителям очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии будущего первоклассника. В первую очередь следует обратить внимание на:
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
2. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
3. Сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.
Школьники с нарушениями произношения звуков, недоразвитием фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи) испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок и, соответственно, отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению.
Чтобы не допустить этого нужно:
- вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи
-начать логопедическую работу с ребенком до школы (чем раньше, тем лучше).
Лариса Денисова, учитель – логопед