При общении со взрослыми, дети дошкольного возраста перенимают из их речи не только тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, а также и все несовершенства их речи. Из этого можно сделать вывод, что культура речи детей дошкольного возраста зависит от культуры речи взрослых.
Основным источником для получения детьми образца родного языка, культурной речи является речь. Речь должна быть правильной, интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступна для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Как чутко дети улавливают разговоры взрослых, когда они разговаривают спокойно или с раздражением, громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением и копируют их.
Прислушайтесь к разговорам детей и вы заметите проявление речевых особенностей близких людей - отца или матери, дедушки или бабушки, а также воспитателей из детского сада и других людей. Кроме проявления речевых особенностей можно заметить жесты и мимику взрослых.
При общении с детьми необходимо вдумчиво использовать и употреблять в речи новые слова, которые доступны и понятны детям. Прежде чем использовать новое слово, необходимо объяснить его значение и в дальнейшем побуждать детей использовать его в своей речи. У детей таким образом происходит накопление словаря, расширяется круг представлений, что дает возможность свободного общения со взрослыми и сверстниками, понимания литературных произведений, телепередач и т.д.
Чтобы избежать недостатков в речи детей и дефектов произношения, которые могут закрепиться в речи и стать привычкой в более зрелом возрасте, необходимо разговаривать с ними в умеренном темпе, замедляя или убыстряя его, использовать речь, состоящую из коротких фраз для лучшего восприятия, использовать мимику и жесты, как дополнительные средства выразительности речи.
Долгих Марина, воспитатель
(по материалам сайтов сети ИНТЕРНЕТ) |