Наряду с возрастными страхами, у детей с недостатками речи наблюдаются специфические страхи, связанные с наличием речевого дефекта и особенностями проявления нарушения. К специфическим страхам детей с недостатками речевого развития следует отнести страх речи. Боязнь ребёнка того, что над его речью будут смеяться, вызывает у него чувство страха, снижает познавательную деятельность. Но наибольшую тревогу для детей с нарушениями речи составляет не столько речь сама по себе, сколько начало разговора, так как из-за страха, неуверенности сказать неправильно они излишне волнуются, возбуждаясь или затормаживаясь при этом. Соответственно и речь становится сбивчивой, непоследовательной, мысли путаются, и часто ребенок замолкает вообще, уклоняясь от продолжения разговора. Так же неуверенность в себе и речевые проблемы могут вызвать страхи у ребёнка перед ответом на вопрос учителя, что плачевно скажется на общих знаниях ребёнка. Нарушенное звукопроизношение может привести к большим трудностям при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. Впоследствии неправильное звукопроизношение может стать серьезной предпосылкой для комплекса неполноценности. Чтобы не допустить этого нужно: - как можно раньше обратить внимание на различные нарушения устной речи ребёнка, - вовремя обратиться к специалистам за помощью (чем раньше, тем лучше), - больше отводить время на совместные подвижные, эмоционально насыщенные и ролевые игры, - постепенно расширять сферу общения детей и способствовать формированию у них уверенности, гибкости и большей непринужденности в выражении своих чувств.
Лариса Денисова, учитель – логопед |