ГБОУ Борский психологический центрВоскресенье, 28.04.2024, 17:24

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Статьи [122]
Презентации [15]
Материалы [13]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Статьи

Речевые проблемы одаренных детей

1. Особенности речевого развития одаренных детей.
К важнейшим особенностям одаренных детей (среди прочих) относят необычайно раннее проявление сформированности навыков логического мышления; богатство словаря; быстроту и оригинальность вербальных ассоциаций. Некоторые высказывания детей, поражающие «взрослостью», для них не более чем, своего рода игра. Специальные исследования психологов указывают на особую легкость формирования в раннем детстве речевого слуха, артикуляции.
У одаренных детей трудно выделить «возраст вопросов» (период, когда дети начинают задавать очень много вопросов, обычно длится от двух с половиной до трех с половиной лет). Их вопросы появляются с самого начала активного говорения, и количество вопросов не уменьшается так резко, как у их сверстников в три-четыре года. Можно сказать, что одаренные дети всегда задают больше вопросов, чем их сверстники. К тому же вопросы одаренных детей более глубоки по содержанию, шире по тематике. Ребенок ищет источник информации, задает многочисленные вопросы взрослым, сам пытается объяснить непонятное, опираясь на полученную информацию и собственное мнение. Он не повторяет все, что услышал, а пересказывает так, как понял. Он рассказывает все, что узнал, но непременно в собственном понимании.
У одаренного ребенка значительно раньше происходит превращение детских вопросов из необходимого средства речевого общения, познания мира в необходимое звено самостоятельного мышления. Дарование ребенка может проявиться в какой-либо определенной области, например литературного творчества. Литературное дарование, как правило, раскрывается позднее, по-видимому, оно зависит от опыта и знаний по сравнению с математическими и шахматными способностями и более абстрактными по своему характеру. Но в некоторых случаях признаки литературных способностей выявляются и на этапе дошкольного детства.
Для обыкновенного ребенка естественно выражать себя, свои чувства, мысли посредством речи после того, как он начинает говорить. Но одаренными детьми это осознается и переживается иначе. Ребенок настроен на музыку слов, его завораживает звучание рифм. Всевозможные слова так интересно рифмуются, получаются то веселые, то грустные, то рычащие, то зовущие, а иногда совершенно фантастические сочетания. И при этом легкость (тяжелых мук поиска рифмы нет и в помине) и радость от самого процесса возникновения нужных слов и сочетаний.
Простенькие по форме и содержанию первые стихи, как правило, не сохраняются, как и первые сказки-фантазии. Но они выполняют свою роль. Ребенку удавалось передать свои чувства, настроение.
По сравнению с работами ровесников сочинения одаренных детей более оригинальны и выразительны, хотя в целом несут еще печать подражательности, что вполне естественно для дошкольного возраста.
2. Речевые проблемы одаренных детей.
Исследования психологов привлекают внимание к тому, что если в силу каких-либо исключительных условий формирование речи задерживается на несколько лет (в том числе и аутизм), то ее развитие крайне затрудняется (а впоследствии появляются вторичные нарушения письменной речи – дислексии, дисграфии, дизорфографии). В таких случаях, когда одаренные дети поздно начинают говорить, то говорят они, как правило, сразу сложно, грамотно, много. Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет) одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание.
Нередки случаи более легких речевых нарушений. Чаще всего это фонетическое недоразвитие речи – ребенок не произносит, искажает или заменяет некоторые звуки (от одного звука до нескольких звуков одной группы или разных групп).
Определенная детоцентричность семьи одаренного ребенка, фанатическое желание родителей развить его способности имеет в ряде случаев и свои отрицательные стороны. Ребенка перегружают информацией: читают много книг, несоответствующих возрасту; разрешают много и часто смотреть телепередачи, работать на компьютере. Его часто перегружают избыточными впечатлениями: посещение театра, цирка, музея, занятия в многочисленных кружках и т.п. Особенно вредна такая перегрузка в период выздоровления после перенесенного заболевания. Такие перегрузки могут вызвать заикание. В этих семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении развития у своего ребенка ряда социальных, моторных и в особенности бытовых навыков. Следует иметь в виду, что заикание также может появиться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук.
Нередки случаи возникновения заикания у детей с рано развившейся речью. Родители читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.
Успешность коррекции речевых проблем одаренных детей зависит от тяжести нарушения речи и индивидуальных особенностей каждого ребенка (эмоционально-волевой сферы, мотивации на преодоление речевых нарушений). Все формы работы с одаренными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного ребенка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем.

 

Солопова Наталья, учитель-логопед


Литература
1. Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей. – 2-е изд.- М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001.
2. Заикание у детей // Растем вместе. 2006. № 23.
3. Климонтович Е. Ю. Консультация логопеда: для специалистов и родителей// Школа здоровья. 2005. № 2.
4.Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
5. Рабочая концепция одаренности. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998.

Категория: Статьи | Добавил: referent (17.06.2014)
Просмотров: 2358 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Полезные ссылки
Федеральная целевая программа развития образования

Министерство образования и науки Самарской области

Министерство образования и науки РФ

Модернизация общего образования

Образование и наука Самарской области

Электронный мониторинг

Система мониторинга образования Самарской области

Информационная система комплексной оценки безопасности и готовности к новому учебному году инфраструктуры системы образования

Дискуссионный клуб Министерства образования и науки РФ

Друзья сайта
  • ГБОУ ДПО "Региональный социопсихологический центр"


  • Copyright Борский психологический центр © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz