ГБОУ Борский психологический центрЧетверг, 18.04.2024, 10:37

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Статьи [122]
Презентации [15]
Материалы [13]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Статьи

СКОРО В ШКОЛУ или размышления о речевой готовности к обучению в школе
Школьные трудности 
 Ни для кого не секрет, что владение речью, обслуживающей практически все виды человеческой деятельности, является залогом успеха во многих областях и сферах жизни. Однако почему-то принято считать, что речевые умения и навыки не требуют специального внимания, а формируются как бы сами собой. Это глубочайшее заблуждение.
Практически в самом начале обучения оказывается, к сожалению, что многие дети приходят в школу недостаточно подготовленными.
Приведем данные научных исследований 2006-2007 года по России. В 1 класс приходят дети:
 с нарушением звукопроизношения - 35%;
 со сниженным фонематическим (речевым) слухом - 26%;
 с бедным словарем – 66%.
Каждый третий ученик в начальной школе страдает дисграфией (нарушением письменной речи), это примерно 30%.
С каждым годом статистика неизменно фиксирует рост речевых патологий. Эти отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, однако отставание в учебе неизбежно.
Начало всем этим проблемам было положено не в первом классе, а гораздо раньше, еще в дошкольном возрасте.
Если обобщить все, что мы знаем о подготовке малышей к школьному обучению, то, в основном, можно объединить их в следующие группы:
 1. Дети, чьи родители считают, что специально готовить ребенка не надо, придет время –  всему научит школа, или же занимаются ребенком постольку – поскольку. 
 2. Вторая – полная противоположность первой. Родители этих детей уже с 2-3 лет начинают возить ребенка по различным дошкольным гимназиям, кружкам и студиям. 
 3. В третью категорию входят дети, которых отдают в различные группы подготовки с 5 -6 лет, когда до школы осталось не так уж много времени. 
4. И, наконец, дети, получившие подготовку в дошкольном учреждении, - она может дать любой результат: от прекрасного до нулевого.
 Таким образом, 1 сентября место за партами в классе занимают такие разные по уровню подготовки первоклассники. И к середине учебного года, а зачастую и раньше, у некоторых детей начинают проявляться трудности, с которыми учителю и родителям справиться тяжело: большое количество нелепых ошибок при чтении, элементы угадывающего чтения, иногда – полная неспособность овладеть процессом чтения, сложности в понимании прочитанного текста (а это значит проблемы с решением задач), трудности с пересказом и составлением рассказа. В тетрадях эти дети чаще пропускают, заменяют или переставляют буквы, иногда выбрасывают целые слова. 
Что же происходит дальше?
Учитель просит родителей обратить особое внимание на ребенка и с ним начинают усиленно заниматься дома: вместе делают уроки, часами заставляют писать и переписывать тексты. Домашние задания делают сначала на черновике, а потом уж переписывают в тетрадь. Учитель тоже по мере возможности занимается с ребенком дополнительно. Какое-то улучшение происходит, но оно, как правило, временное и нестойкое.
Во втором классе ошибок становится еще больше. Взрослые хватаются за голову и усиливают меры воздействия.
 К третьему классу ребенок полностью погряз в двойках и только тогда родители начинают обращаться к различным специалистам, подозревая, что дело здесь не в лени и не в «глупости» их ребенка, что только педагогическими приемами проблемы решить невозможно. 

Готовность к школьному обучению
В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе, так как общеобразовательный уровень нашего общества изменился в связи со стремительным развитием в XXI веке науки и средств массовой информации. Программы общеобразовательных школ усложнились, сроки начала обучения детей в школе сдвинулись.
Готовность к школе складывается из нескольких компонентов: физической, интеллектуальной, речевой, личностной, эмоциональной.
 Признаки  готовности к школе 
• сильное желание учиться (созревание учебного мотива);
• достаточно широкий круг знаний об окружающем мире;
• способность к выполнению основных мыслительных операций;
• достижение определенного уровня физической и психической выносливости;
• развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств;
• определенный уровень речевого развития (коммуникация): ребенок должен быть вежливым в общении со взрослыми и сверстниками; уметь вступать в контакт; быть дисциплинированным.
Стоит задуматься, если к 6-7 годам ребенок: 
• негативно относится к любой умственной деятельности;
 • не любит отвечать на вопросы, не любит чтение; 
• не может подчиняться правилам;
• не может подобрать синонимы или антонимы;
• не умеет ориентироваться на заданную систему требований;
• не умеет слушать говорящего и воспроизводить задания;
• не умеет воспроизводить задание на основе зрительного восприятия.

Для предотвращения негативных сторон необходимо:
• рассказать ребенку, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;
• на доступных примерах показать важность уроков, оценок, школьного распорядка;
• воспитывать интерес к содержанию знаний и получению новых знаний;
• никогда не говорить, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.

Речевая готовность к школе
Дети в дошкольном возрасте обычно не вызывают особой тревоги у родителей. Однако, каждый родитель ребёнка, стоящего на пороге школы, испытывает тревогу и сомнения: сможет ли мой ребёнок успешно учиться, будет ли он впитывать ту информацию, которая преподаётся в школе, сможет ли качественно усвоить её и применять в дальнейшей жизни? И, конечно же, особенно это тревожит тех родителей, чьи дети занимаются с логопедом.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения. Почему особые требования в готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения? Потому что, в основе обучения лежат познавательные процессы, вершиной которых являются мышление и речь, так как она является важнейшим показателем интеллектуальной готовности к школе.
Какими речевыми умениями и навыками должен владеть будущий первоклассник?
Ребенок, поступающий в школу, умеет:
 Правильно произносить все звуки родного языка
 Различать и называть слова с определенным звуком
 Определять место звука в слове
 Делить слова на слоги
 Составлять слова из слогов
 Различать понятия «слово» и «предложение»
 Согласовывать слова в роде, числе и падеже
 Подбирать синонимы и антонимы
 Использовать разные способы образования слов
 Пересказывать знакомые сказки и рассказы
 Составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок)
 Быть достаточно активным в общении, строить общение с учетом ситуации, пользоваться формами речевого этикета
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Единого рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам” сидеть и внимательно работать. Одно ясно – готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное – чему он научится сам, поможет быть ему успешным в школе. Только делать это нужно своевременно, настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для взрослых.
 Основная задача родителей — обеспечить речевую готовность ребенка к школе, вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, как можно более раннее начало логопедической работы с ним, тем самым предотвратить трудности обучения и неуспеваемости в общеобразовательной школе. 
Для воспитания полноценной речи нужно:
- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
 - проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и  необходимую коррекцию недостатков в развитии речи; 
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
 Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь близких должна быть четкой, ясной, грамотной. Родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. 
Любые игры и просто действия, даже самые простые, направленные на развитие речи и таких важнейших психических процессов, как память, внимание, восприятие, полезны для ребенка. Но они принесут пользу только тогда, когда выполняются на подъеме, без принуждения. Если вы хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по мановению волшебной палочки: нужны время, терпение и система. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности.
 Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами. 
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, должны соответствовать возрасту.
2. При общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.
3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие.
4. Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ребёнком, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша».
5. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» Если в доме есть диктофон, записывайте речь ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

Проблема раннего обучения чтению и письму
Часто родители думают, что для успешной учёбы в школе важно, чтобы ребёнок пришёл в 1 класс читающим и считающим в пределах десятка. Навыки чтения, письма, счета и другие относятся к общеучебным умениям, но, несмотря на свою важность, не они определяют готовность ребенка к школе.
Проблема раннего (до пяти лет) и сверхраннего (до трех лет) обучения детей чтению обсуждается в обществе на протяжении многих лет. Эта проблема имеет как сторонников, так и противников. Сторонники утверждают, что многолетний опыт работы с детьми подтверждает следующее высказывание – чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше у него проблем с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше положительных эмоций, реже возникают трудности. Противники считают – ребенку умеющему читать, писать и считать неинтересно в школе, постепенно он останавливается в своем развитии, а иногда менее подготовленные одноклассники через какое-то время значительно опережают этого ребенка. И действительно, как показывает практика, различие между ребенком, который рано научился читать, и тем, который научился позднее, сотрется к 3-4-му классу, а возможно, другие дети и вовсе перегонят его.
Конечно, хорошо, если до школы ребенок умеет читать и писать. Часто наблюдается такая картина. Родители все свои силы отдают тому, чтобы научить ребенка читать и считать, и, как только он освоит задачу, заканчивают процесс обучения. Но на самом деле работа только начинается. Ведь чтение и письмо не должны становиться самоцелью.
Дошкольник обычно с удовольствием изучает буквы, стремится научиться читать и писать, проявляет высокую любознательность, изводя взрослых своими «почему?» и «хочу в школу».
Для обучения чтению тоже нужна определенная готовность как ребенка, так и родителей, пожелавших самостоятельно научить его читать.
Готовность ребенка:
• Нужно выучить буквы;
• Уметь правильно их называть (звуковое название букв);
• Все звуки произносить правильно, не путать их с другими звуками;
• Главное – сильное желание научиться читать;
• и др.
Готовность родителей:
• Представление об одной из методик (чтение по складам, глобальное и полуглобальное чтение, традиционное аналитическое чтение, чтение за лидером, комбинаторные методики);
• Система в занятиях;
• Подбор индивидуального темпа обучения;
• и др.
Нужно учитывать всю многогранность процесса развития ребенка, совершенствовать речь, внимание, мышление, память. Поэтому обучение чтению и письму – важная, но не главная часть в развитии ребенка. Важнее желание узнать новое, умение включаться в игры с другими детьми, подчинять свои интересы требованиям взрослых, контролировать свое поведение.

Правильная речь – основа развития ребенка, залог его успешной учебы в школе.
"Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться". Эти замечательные слова написал детский психолог Л.А. Венгер.
Формирование правильной, богатой и четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем успешнее обучение в школе.


Учитель-логопед Солопова Н.Б.
(по материалам сайтов)
Категория: Статьи | Добавил: referent (10.12.2012)
Просмотров: 4004 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Полезные ссылки
Федеральная целевая программа развития образования

Министерство образования и науки Самарской области

Министерство образования и науки РФ

Модернизация общего образования

Образование и наука Самарской области

Электронный мониторинг

Система мониторинга образования Самарской области

Информационная система комплексной оценки безопасности и готовности к новому учебному году инфраструктуры системы образования

Дискуссионный клуб Министерства образования и науки РФ

Друзья сайта
  • ГБОУ ДПО "Региональный социопсихологический центр"


  • Copyright Борский психологический центр © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz