Помимо того, что страх помогает строить поведение, он является переживанием, необходимым для нормального функционирования психики. Подобно тому, как организму ребенка нужен не только сахар, но и соль, так и психика нуждается в неприятных, даже «острых» эмоциях. Часто дети сами вызывают у себя эмоцию страха, что подтверждает существование у ребенка потребности в переживании страха.
Замечено, что иногда дети, собравшись вечером вместе, начинают рассказывать страшные истории, причем с острым эмоциональным завершением – рассказчик вскрикивает на последнем слове и, хватая за руки рядом сидящих, пугает их. За этим обычно следуют «ужасные крики», смех и высвобождение психической энергии – мортидо (говоря словами Э. Берна), направленной на разрушение и агрессию.
В психологическую консультацию часто обращаются родители, которые обеспечивают детям «тепличные» условия, охраняют их от любых неприятных, сильных переживаний. Такие условия часто приводят к «разлаживанию» психического аппарата, которому необходимы переживания различной модальности и интенсивности.
Детские страхи – это обычное явление для детского развития. Они имеют важное значение для ребенка. Так, В.В. Лебединский подчеркивает, что каждый страх или вид страхов проявляется только в определенном возрасте, т.е. у каждого возраста есть «свои» страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают. Появление определенных страхов совпадает во временном отношении со скачком в психомоторном развитии ребенка; например с началом самостоятельной ходьбы и получением большей «степени свободы» в освоении пространства, или тогда, когда ребенок начинает узнавать своих близких, и появление чужого, незнакомого лица может вызвать у него страх. Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и, в целом, имеют положительный адаптационный смысл. Страх, как любое переживание является полезным, когда точно выполняет свои функции, а потом исчезает.
Необходимо отделять патологический страх, требующий коррекции, от нормального, возрастного, с тем, чтобы не нарушить развитие ребенка. Патологический страх нужно отличать от «нормального» по известным критериям: если страх препятствует общению, развитию личности, психики, приводит к социальной дезадаптации и далее – психосоматическим заболеваниям, аутизму, то этот страх, бесспорно, патологический.
Страх может быть как самостоятельным нарушением (например, следствием сильного испуга от встречи с большой собакой), так и проявлением каких-либо нарушений личности. В любом из этих случаев полезна общая оздоровительная психотерапия, с тем, чтобы улучшить работу всей психики в целом. Такое неспецифическое воздействие может быть оказано через ряд закаливающих процедур, путем налаживания режима дня и питания ребенка. Полезны прогулки перед сном – это хорошо влияет на организм ребенка и его психику, так как устав от прогулки, он будет думать не о страхах, а об отдыхе. Поскольку организм и психика – составляющие одного целого, то хорошее или плохое состояние одного влияет на состояние другого.
Татьяна Сидюкова, педагог-психолог
По материалам книги Н.В. Рогачева «Настольная книга психолога» М. 1996г.