ГБОУ Борский психологический центрЧетверг, 09.05.2024, 07:16

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Статьи [122]
Презентации [15]
Материалы [13]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Статьи

Воспитание рефлексии
«Воспитание рефлексии у учащихся- важный аспект педагогической деятельности. Из опыта работы».
«….школа должна помочь ребенку заглянуть 
в себя и определить некоторый набор 
ценностей, согласующийся с его 
неповторимой человеческой сущностью». 
А.Маслоу 
В настоящее время учителя в российских школах отмечают практически полное отсутствие у современных школьников способности  подходить критически к своему поведению. Очень немного учащихся могут принять ответственность за результат своих действий. Нечасто можно встретить школьников, которые способны на самостоятельное конструктивное общение в группе, готовых к совместной, продуктивной деятельности. Очень часто, говоря о современных школьниках, можно сделать вывод об отсутствии у них сформированной рефлексии. Существенной проблемой таких детей является частое, или очень частое нарушение правил поведения, такие дети очень проблемны в проведении, причем, это касается как групповых, так и индивидуальных занятий. Они мешают осуществлению учебно-воспитательного процесса, как своих сверстников, так и в отношении себя. 
Толковый словарь дает следующую трактовку термина «рефлексия»-«это междисциплинарное понятие с многовековой историей, обращение внимания субъекта на самого себя и на свое сознание, в частности на продукты собственной активности, а так же какое-либо их переосмысление». 
Так каким же образом педагогу, который работает в современной школе с современными детьми, научить их умению рефлексировать и, желательно, превратить это умение в НЕОБХОДИМОСТЬ? Опираясь на опыт своей работы, могу сказать, что способность к рефлексии у ребенка не появиться просто так, между делом. Для того, чтобы ребенок приобрел умение рефлексировать, тем более, чтобы это для него стало потребностью, деятельность педагога должна быть целенаправленной. Одной из главных задач учителя- научить ребенка отслеживать что с ним происходит, побудить, а затем научить осуществлять смысловую цепочку: настроение (эмоция)- активность (подготовка к выполнению задания)- результат- размышления о результате (непосредственно рефлексия, т.е. самоанализ)- вывод- постановка очередной цели. 
Работая педагогом-психологом в школе с различным возрастом учащихся в практической деятельности, в учебной ситуации активно использую метод проблематизации. С этой целью предлагаю ученикам игровой прием «что бы случилось, если бы…». Часто на своих занятиях (это могут быть и коррекционные и развивающие занятия) предлагаю детям придумать какие-либо иные способы представления информации, отличные от тех, которые мы видим в учебниках, или слышим от педагогов. Детям очень нравятся задания, в которых я побуждаю их пофантазировать и предложить свою интерпретацию каких- либо событий, явлений и т.д. 
На этапе окончания занятия часто ребятам раздаю анкету, цель которой- побудить учащихся сделать самоанализ урока, своей деятельности на этом конкретном уроке. Вот примерные вопросы для таких анкет: 
1. Своей работой на уроке я ….. 
2. Особенно интересным было….. 
3. Мне показалось трудным….. 
4. Сегодня я научился…. 
Содержание вопросов, конечно же, меняется в зависимости от возраста учащихся, от их интеллектуальных, личностных особенностей. 
Одним из основных способов развития у учащихся способности к рефлексии является, с моей точки зрения, активное поощрение свободной вербализации ребенком того, что он не знает, или знает плохо, не в полной мере. Огромная ошибка учителя, если его слова- это истина и никакому сомнению эта истина не подлежит. Учитель всегда прав. К такой манере общения склонны педагоги с авторитарным стилем взаимоотношений. Психологическая атмосфера на уроках у таких педагогов, как правило, тревожная, нервозная. Многие ученики чувствуют себя неуверенно. Где уж тут поднять руку и задать уточняющий вопрос, или вопрос из серии «глупых» вопросов? Педагог, который ставит перед собой задачу научить детей задумываться над собой и своей деятельностью постарается создать на уроке такую атмосферу, которая не остановит самого слабого ученика поднять руку и спросить то, что его интересует, или волнует. Осуществляя подобные диалоги на уроках, учитель, как правило, подводит ученика к умению сомневаться, критически подходить к тому, что ребенок уже знает, а что знает, но плохо. 
Еще одним способом, которым я часто пользуюсь, являются вопросы, которые слышат мои ученики на различных этапах урока: «Что помогло тебе выполнить это задание? Какие способы и приемы работы ты использовал на уроке (начертил схему, таблицу, использовал план-конспект и т.д.)? За что бы ты сам себя похвалил/ сделал себе замечание на уроке? С кем тебе интереснее всего было сегодня работать в паре? Как можно чаще необходимо предлагать учащимся самим оценивать свою работу, как интеллектуальный аспект, так и поведенческий. 
Когда идет подача нового материала, стараюсь в свой монолог включать следующие вопросы: «Вы со мной согласны? А что по этому поводу думаешь ты? Результатом такого диалога является формирование у детей привычки смотреть на происходящее с разных точек зрения и, конечно же, более терпимо относится к мнению окружающих, если это мнение отличается от вашего. 
Очень эффективным методом развития рефлексивных способностей учащихся является обыгрывание ситуации, когда в роли учителя выступает ученик. В собственной практике на роль учителя я стараюсь выдвинуть слабого ученика и, как правило, это обязательно дает положительный эффект, так как в ролевой игре «двоечник» должен в полной мере осознать- как это стоять у доски, задавать вопросы, объяснять материал. Положительная динамика в таких случаях всегда имеет место. 
О способах и приемах развития у учащихся рефлексивных способностей можно говорить еще очень много, это, конечно же, устное/письменной обсуждение вопроса, или ситуации, рисуночное, или графическое изображение ребенком собственной познавательной, или эмоциональной динамики в течении урока/учебного дня/учебной недели, использование метафоры, где в иносказательной форме ребенок рассказывает о себе, о своей семье/классе. 
В современном обществе, осуществляя образование при введении нового образовательного стандарта, необходимо помнить, что процесс обучения- это не трансляция знаний от педагога к ученику. Современный процесс обучения- это совместная работа учителя и его учеников, а это возможно только при осуществлении тесного сотрудничества. Одной из главных задач педагога- помочь осознать учащимся, что успешность обучения, ответственность за процесс обучения лежит в равной степени на всех участниках образовательного процесса, т.е и на самих учениках тоже. Именно поэтому учить детей осуществлять самоанализ- наиважнейший аспект педагогического процесса. И чем раньше ребенок будет поставлен в условия необходимости анализировать свое поведение, итог своей работы, тем раньше этот ребенок будет приобретать личностную, социальную зрелость, которая в свою очередь поможет ученику грамотно и успешно интегрироваться в современное общество. 

 Колесникова Н.Ю.,
педагог-психолог
Категория: Статьи | Добавил: referent (06.09.2013)
Просмотров: 1338 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Полезные ссылки
Федеральная целевая программа развития образования

Министерство образования и науки Самарской области

Министерство образования и науки РФ

Модернизация общего образования

Образование и наука Самарской области

Электронный мониторинг

Система мониторинга образования Самарской области

Информационная система комплексной оценки безопасности и готовности к новому учебному году инфраструктуры системы образования

Дискуссионный клуб Министерства образования и науки РФ

Друзья сайта
  • ГБОУ ДПО "Региональный социопсихологический центр"


  • Copyright Борский психологический центр © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz