ГБОУ Борский психологический центрСуббота, 20.04.2024, 16:10

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Статьи [122]
Презентации [15]
Материалы [13]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Статьи

Воспитание здорового характера у детей

Дорога к пониманию и принятию здорового воспитания детей непроста. Она открывается только мужественным родителям. Мужественность – это умение предвидеть трудности на пути и прикладывать силы для их преодоления. 
Держаться за привычное для многих важнее, поэтому чаще всего родители считают, что у них с воспитанием детей всё в порядке. Меня же как-то воспитали, и я воспитаю! Как умею! Это такой путь родителя.
Часто родители ожидают чего-то от ребёнка, а он не оправдывает. Портятся отношения между родителями и детьми. Это тоже путь родителя.
Иногда родители боятся, что им скажут, что они неправильно воспитывали. Они берегут себя от разочарований в себе. И это тоже такой путь родителя.
Родительских стратегий воспитания много.
Но есть путь, который с течением времени был запылён, загрязнён, заброшен, так как много накопилось информационных вирусов и заблуждений о воспитании детей. У родителей много сил (они даны свыше, но не все используют эти силы) для того, чтобы расчистить его. Путь к источнику. Это воспитание словом, беседой, размышлением. Словом, которое несёт в себе колоссальную позитивную информацию, направляющую, формирующую. Живое слово. Это искусство, которое доступно родителям, желающим воспитать здоровых наследников, продолжателей рода.
Представьте себе музыкальный инструмент, который звучит не совсем верно, фонит и на некоторых звуках фальшивит. Это метафора родительского инструмента воспитания большинства родителей. Такой инструмент необходимо настроить. И я вам предлагаю познакомиться с воспитанием здорового характера, который будет для родителей настройкой их «инструмента».
Итак, первое, это верное восприятие авторитета (родителей, воспитателей, учителей, взрослых). Приучать ребёнка к тому, что главный в семье папа, потому что он дал тебе жизнь, защищает тебя, кормит семью. И доказывать это повседневными ситуациями: первая тарелка – папе, затем маме и дальше детям по старшинству. Это приучение к иерархии, здоровому подчинению (под чином, значит под покровом старшего, под его защитой). Мама всегда должна советоваться с мужем и оставлять право ему принимать решения (ребёнок видит пример уважения и то, что именно мужчина принимает решение и несёт за него ответственность). Кстати, послушный, это не тот, кто не доставляет проблем поведения, а тот, кто умеет слушать, поэтому по-слушай…
Ну, а больным, противоположным здоровому восприятию авторитета будет своеволие. Вот и нашли причины своеволия детей, о котором так хвалятся родители, а воспитателям и учителям приходится пожинать такие ранние, а уже подгнивающие плоды.
Второе, это воспитание здорового чувства частной собственности. Приучать ребёнка к тому, что необходимо уважать то, что есть у него, у других. Ребёнок наблюдает, как родители относятся к труду и в это время записывается его модель поведения. Для жизни необходимы какие-то материальные средства и родители для их достижения работают. Здесь главное родителям знать меру. Если денег они зарабатывают больше, чем достаточно (если родители всё время на работе), то ребёнок не будет получать должного внимания, любви, тепла. Деньги станут для ребёнка конкурентом в борьбе за внимание родителей. Поэтому ребёнок будет с каждым разом просить всё больше и больше денег на что-то, чтобы они у родителей убавлялись и время освобождалось для общения. От денег ему нужно избавляться, на что угодно, но в результате у ребёнка возникают заболевания: пьянство, наркомания, игровая зависимость. Возможен и другой вариант, когда материальных средств катастрофически не хватает, родителям нет до этого дела. Возникает воровство, клептомания.
Третье, это формирование мироощущения победителя. Здесь самое главное сформировать у ребёнка здоровое отношение к трудностям. Очень важно говорить ребёнку о том, что «я верю в твои силы», «у тебя получится», «ты сможешь», «ты справишься», «я в тебя верю», «борись со своими страхами, упрямством – они забирают твои силы, только терпение приводит к победе» и так далее. Естественно, что родителям необходимо различать, в каких ситуациях сказать слова-поддержки, а в каких оказать реальную помощь и научить. Обязательно рассказать о своём опыте столкновения с трудностями, описать все отрицательные чувства и мысли, которые вы пережили тогда и, конечно же, подсказать какие силы (трудолюбие, терпение, умение завершить начатое дело, проговаривание про себя, что «Я смогу», «Я справлюсь», «У меня получится») вы применяли. Если вы научите этому ребёнка, он будет уважать сам себя и у него сформируется способность преодоления трудностей.
Противоположным мироощущению победителя здесь будет неверие в себя, свои силы, отказ от преодоления трудностей, низкая самооценка, обесценивание себя. Всё это родители формируют частыми упрёками, замечаниями, «деланием» за ребёнка, повышенным контролированием, наказаниями, сравнением с другими детьми, обзываниями, «пристыживанием» перед другими.
Четвёртое, это постижение чистоты любви. Сейчас наши дети видят, слышат (не только с экранов телевизора и компьютера) очень много грязной информации о любви между мужчиной и женщиной. Большая часть вредной пропаганды заложена в мультфильмы, игрушки, рекламу.
Чтобы сберечь ребёнка и воспитать в нём бережное отношение к любви, как к таинству, необходима непростая работа. Во-первых, отслеживать какие передачи, сайты он просматривает. Во-вторых, по данной теме рассказывать только дозированную информацию в соответствии с возрастом ребёнка. Например, «А как я родился?», - от красивой любви между папой и мамой в положенный срок. Если ребёнок настаивает на своём вопросе, то нужно искать бережные слова (в больнице, врачи помогли родиться тебе). Ребёнок в семье должен видеть пример красивых отношений между родителями, которые выражаются в словах, эмоциях, действиях, мыслях!!! И даже, если возникла размолвка, ссора между родителями – важно просить прощения у всех искренне.
Пятое, это умение различать правду и ложь. Многие родители думают, что ребёнку можно врать, и в этом страшного ничего нет. Так вот, такие родители занимаются собственным самообманом, и возникает порочный круг, когда все понемножку обманывают. А потом родители спрашивают родственников, педагогов, психологов: «Почему он мне врёт! Я же всё для него делаю». Ну, да, научили обманывать.
Правило здесь простое – всегда говорить правду, но дозированно, как и в предыдущем пункте, в зависимости от возраста. Если ребёнок маленький, то часть правдивой информации, а про остальное лучше промолчать. Говоря правду, вы развиваете у ребёнка способность тонко её чувствовать, различать ложь и принимать жизнь такой, какая она есть, подготавливая его к реальному окружающему миру. Помните родители, что «тайное всегда становится явным!». Иногда полезнее сказать, что всему своё время и в положенный срок тебе откроется эта информация. Только не злоупотребляйте этими словами. Всегда и везде нужна мера.
Уважаемые родители, если вы выберете этот путь, то призовите себе на помощь силы трудолюбия, терпения и готовности к принятию изменений. Если начнёте меняться вы, родители, то вокруг вас многое начнёт изменяться. Постепенно. Это путь мудрого родителя. Выбор за Вами!
Для понимания «меры в воспитании» сказка про золотую середину от автора метода комплексной сказкотерапии Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой.

 Ольга Герасименко, педагог-психолог

(Статья подготовлена по обучающим материалам Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой)




Сказка про золотую середину

Часто в разных вариациях люди задают вопрос о том, как найти «золотую середину»: в отношениях, в жизни, в воспитании детей.
Часто людям сложно управлять своими чувствами, они то и дело выходят из-под контроля. Нередко человеку нужно уместить в своей голове принципиально разные идеи, как ему кажется… Словом, все пребывают в поисках «золотой середины».
Итак, как нам найти Золотую Середину?..
Вопрос поставлен так, что озадачит любого философа. На него ищут ответ все пробужденные люди. И каждый находит свой. Так что остается один путь – искать. Ответ на этот вопрос многогранен, и каждый день будет приносить свой кусочек ответа на него.
А мы с вами давайте попробуем на эту тему сочинить сказку…
Итак, представим себе, что где-то жила и была Середина. И фамилия у нее была подходящая – Золотая. Ведала Середина тайну великую, знала она, где Чувство Меры в душе каждого человека хранится.
Поэтому те, кто свою Меру потеряли, или наоборот, в других раскрыть ее хотели, - все за советом к Середине приходили.
Каждого Середина встречала приветливо. И в середину горницы на стул усаживала, а сама вон выходила.
Сидел гость на стуле посреди избы и ничего понять не мог! Он-то рассчитывал на беседу задушевную, или какой-нибудь ритуал магический, а тут – нет ничего, да и сама хозяйка испарилась!
Начинал тогда гость на стуле вертеться. Хочет встать и уйти, да не может. То есть вертеться на стуле может, а сойти с него – нет! Что за колдовство?!
А хозяйки, Середины-то нашей, все нет. Кричи – не кричи, ругай ее – не ругай, - все со стулом в обнимку.
Маялся гость так, маялся, и затихал. Обмякал немного, понимал, что есть в происходящем некий смысл. А то что же, зря в народе Середину «золотой» прозвали?!
- Раз не сойти мне с этого места, значит, на нем и Урок свой я понять должен, - говорил себе догадливый гость.
Как только он эту фразу заветную произносил, так сразу и хозяйка появлялась. Как из-под земли вырастала!
- Вот ты и нашел то, зачем пришел! Чтобы Меру внутри себя обрести, нужно точно СВОЕ МЕСТО знать. У каждого человека СВОЕ МЕСТО под общим солнышком, и сойти с него он не может. Вертеться на нем может, звать на помощь может, дергаться и ругаться, обижаться и волноваться, - все может. Только сойти с него не может. Это ЕГО МЕСТО и есть Мера всех вещей. Точка отсчета, так сказать. Поймешь СВОЕ МЕСТО в мире, пустишь это знание глубоко в свое сердце, - Меру обретешь. Будешь всегда знать, и как себя миру показать, и других не обидеть. Все же, как и ты, на СВОИХ МЕСТАХ сидят. Только кто-то знает об этом, а кто-то даже не догадывается – на чужое все метит, но встать-то со своего не может. Ладно, дружок, иди с Миром и Мерой, - так говорила Золотая Середина, провожая гостя.
С тех пор, так повелось, кто свой жизненный путь познает, тот и Меру всех вещей открывает. А кто еще по жизни мечется, тот и себя травмирует и людей обижает.

 

Категория: Статьи | Добавил: мастер (10.12.2014)
Просмотров: 684 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Полезные ссылки
Федеральная целевая программа развития образования

Министерство образования и науки Самарской области

Министерство образования и науки РФ

Модернизация общего образования

Образование и наука Самарской области

Электронный мониторинг

Система мониторинга образования Самарской области

Информационная система комплексной оценки безопасности и готовности к новому учебному году инфраструктуры системы образования

Дискуссионный клуб Министерства образования и науки РФ

Друзья сайта
  • ГБОУ ДПО "Региональный социопсихологический центр"


  • Copyright Борский психологический центр © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz