Переход из начальной школы в среднюю школу является сложным, но при правильной организации он может способствовать психологическому, социальному росту ребенка. Чтобы процесс приспособления, привыкания пятиклассников к условиям средней школы был менее болезненным педагог-психолог ГБОУ Борский психологический центр Любовь Ивановна Рыбак начала реализовывать профилактическую программу «Новичок в средней школе» в ГБОУ СОШ №3 «Образовательный центр» г. Нефтегорска. Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и формирования у ребенка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия. Разминку составляют упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствуют формированию групповой сплоченности. Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач программы. На занятиях Любовь Ивановна отдает предпочтение многофункциональным техникам, таким как моделирование образцов поведения, позволяющим преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка. Тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, поэтому в основной части занятия педагог-психолог проводит упражнения и игры, направленные на снятие тревожности и школьных страхов. Обсуждение итогов занятия, или рефлексия, является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения. Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания. Психологическая поддержка, которую пятиклассники получают, помогает им справиться с воздействием стрессовых факторов в период адаптации.