ГБОУ Борский психологический центрЧетверг, 02.05.2024, 09:19

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Статьи [122]
Презентации [15]
Материалы [13]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Статьи

Что такое стресс

 

     Слово «стресс» используется, по-видимому, чаще любого другого научного термина и в популярной  литературе, и в быту. Однако многие из тех, кто широко пользуется этим термином для характеристики своего состояния или состояния своих близких, не всегда представляют точное его значение и весь сложный комплекс проблем, связанных с этим понятием.
     Концепция стресса разрабатывается с  1936 года выдающимся канадским физиологом  Гансом Селье  и его последователями во всех странах мира. СТРЕСС – определяется как специфический ответ организма на любое предъявляемое ему требование. Этот ответ представляет собой напряжение, всех защитных сил организма, мобилизацию его ресурсов, для приспособления к изменившейся ситуации  и решения возникших жизненных задач (русский перевод английского слова стресс – напряжение). Что значит специфическая реакция? Каждое предъявляемое организму требование в каком-то смысле своеобразно или специфично. На морозе мы дрожим, чтобы выделить больше тепла, а кровеносные сосуды сужаются, уменьшая потери тепла с поверхности кожи. На солнцепеке мы потеем, и испарение пота охлаждает нас. Всё это специфические реакции организма, позволяющие ему приспособиться (адаптироваться) к изменившимся условиям.
Распространенные причины стресса:
    Влияние окружающей среды (шум, загрязнения, жара, холод...)
    Нагрузки (повышенной интенсивности)
- физические (мышечные);
- физиологические нагрузки (болезнь, расстройство, травма, беременность);
- информационные (чрезмерный объем информации);
-     эмоциональные    (нагрузки,    повышающие    комфортный    для    индивида    уровень эмоционального насыщения);
- рабочие ( значительные изменения на работе, конфликты).
    Монотонность в трудовой деятельности, в эмоциональных контактах
    Повседневные    раздражители:    отсутствие    необходимых    удобств,    мелкие    ссоры    с окружающими и т.д.
    Отсутствие привычных, желаемых социальных связей, социальная изоляция, нарушения эмоционально значимых межличностных отношений.
    Тяжелые жизненные ситуации: болезни, смерть близких людей, потеря работы или угроза потери работы, стремительные перемены условий жизни.
    Переломные этапы жизни: свадьба, развод, рождение детей, уход из дома выросших детей, переход на новую работу, выход на пенсию, смена места жительства.
    Личностная    дисгармония:    внутриличностные    конфликты,    кризисы    несоответствия реального Я и желаемого Я, кризисы развития личности.
    Неудовлетворенный уровень материальной обеспеченности.
    Ситуации неопределенности или конкретной угрозы.
 
     Фазы развития стресса. Выделяют три фазы реагирования организма на стресс: Первая – реакция тревоги. В ходе ее происходит мобилизация необходимых сил. Характерные физиологические симптомы первой фазы: учащённый пульс, участившиеся головные боли, жалобы на боли в желудке, учащённое дыхание, повышенное потоотделение. Реакция на экстремальные обстоятельства у человека ещё дополняется снижением усидчивости, неспособностью сосредоточиться, несвойственными ранее эмоциями, участившимися приступами раздражительности, даже гнева, беспокойством, смятением, отсутствием уверенности в себе, страхом (на этой стадии лучше всего поможет обсуждение, прояснение вставших перед человеком проблем).
     Вторая – фаза сопротивления, когда делается попытка преодолеть возникшие трудности. На этой  стадии организм оказывается более устойчивым к разнообразным вредным воздействиям, чем в обычном состоянии. Поразительный факт, подтверждающий это: В блокадном Ленинграде медиками не было зарегистрировано случаев гипертонической болезни, ангин и т. п. Более того, психосоматические заболевания временно исчезали даже у лиц переживших нечеловеческие условия концентрационных лагерей. Те узники лагерей смерти, которые оказывались духовно сломленными, воспринимали ситуацию как безнадёжную и прекращали всякие попытки к сопротивлению, быстро погибали от истощения и болезней ( в этот период наиболее эффективная помощь будет заключаться в поддержке тех усилий, которые предпринимаются человеком, укреплении его уверенности в себе).
     Третья фаза – реакция истощения, когда, после длительного напряжения, понижается способность организма к сопротивлению. В этот период возрастает восприимчивость к заболеваниям, истощается запас жизненных сил, снижается уверенность.
   Стрессы «хорошие» и «плохие». Г. Селье отмечал, что стресс – не всегда нечто только отрицательное, что это обязательный компонент жизни, сопровождающий эмоции любого знака. Известно, что человек, находящийся в состоянии умеренного стресса, чувствует себя мобилизованным, деятельность его оказывается более успешной, чем в спокойных обстоятельствах. Спортсмен на соревнованиях обычно показывает лучшие результаты, чем на тренировках благодаря стрессу. Такое состояние в психологии называется эустресс. ЭУСТРЕСС – это активизирующий стресс.
   Когда напряжение становится слишком сильным, возникает торможение или чрезмерная суетливость. На пользу здоровью это не идет. Такой стресс называется дистресс. ДИСТРЕСС – это разрушительный стресс, демобилизующий и дезорганизующий. Именно его следует избегать.
     Стрессовые ситуации по разному действуют на людей: одних сильный стресс мобилизует, других доводит до состояния, близкого к клинической смерти. В зависимости от того, как человек ведёт себя в тревожной ситуации можно выделить поведение двух видов: активно-оборонительное и пассивно-оборонительное. Если у первых во время стресса эффективность деятельности возрастает до определённого предела («стресс льва»), то  у других она сразу падает ( «стресс кролика» ).
Пример. Так, некоторые учащиеся в ситуации экзамена чувствуют приток сил, повышение тонуса, которые ведут к обострённому восприятию, позволяют вспомнить лишь мельком услышанную информацию – «стресс льва»; другие же от волнения забывают даже то, что хорошо знают, «мямлят» и могут даже упасть в обморок – «стресс кролика».
     Для изучения влияния эмоционального состояния на артериальное давление проводился следующий эксперимент: к котам близко подводили собак.  У котов, которые давали при этом активно- оборонительную реакцию и были готовы вступить в драку, учащался пульс и повышалось артериальное давление – но только на тот период, пока собака была в пределах досягаемости и драка была возможна. Как только собаку уводили, все показатели эмоционального напряжения, включая артериальное давление, быстро возвращались к исходному уровню. Таким образом, повышение давления в этом случае было только естественным компонентом вегетативной реакции, обеспечивающей активное поведение. Если же кот, почувствовав приближение собаки, вжимался в пол в дальнем углу камеры, обнаруживая признаки беспомощности и страха (пассивный вид поведения), то  давление у него тоже повышалось, но не так резко. Зато оно сохранялось на повышенном уровне длительное время после того, как собаку уводили. В этом случае повышение давления не выполняло никакой приспособительной функции и отражало только нарушение механизмов регуляции артериального давления в условиях пассивно- оборонительного поведения.
     Правомочно будет сделать вывод, что уровень тревожности зависит от того, по какому пути идёт личность в ситуации значимой: активному или пассивно- оборонительному. Представители первой группы испытывают тревожность, мобилизующую ресурсы нервной системы. В процессе переживания отрицательных эмоций они демонстрируют активное поведение, основным компонентом которого выступает поисковая активность, направленная на изменение ситуации или своего отношения к ней. Во вторую группу входят люди с патогенной, разрушающей здоровье тревожностью. Неудача для этих людей равносильна личностному поражению, т. к. затрагивает глубокие пласты самооценки. Такое отношение может быть связано как с врождёнными особенностями (легко возбудимая, ранимая личность), так и с воспитанными.
     По мнению врачей и психологов последствия стресса тем больше, чем выше уровень расхождения между потребностью и уверенностью в своих возможностях.
     Способы реагирования на стресс. Выбор правильного способа реагирования на стрессоры является одним из главных моментов, обеспечивающих равновесие (гомеостаз) организма. В некоторых случаях имеет смысл что-то «пропустить мимо ушей», а иногда нужно «принять вызов». Есть такое мудрое высказывание: «Господи, дай мне терпения принять то, что я не в силах изменить; дай мне силы изменить то, что я могу изменить; и дай мне мудрость научиться отличать одно от другого» (Рейнольд Нейборо).
     Как не парадоксально это звучит, для счастья  человеку требуется уровень стресса – он различен для разных людей, Лишь в редких случаях человек склонен к пассивной, чисто растительной жизни. Люди нуждаются в чём –то  большем, чем просто пища, одежда и жильё. Однако люди, беззаветно преданные своему идеалу и готовые посвятить свою жизнь совершенствованию в  выбранной области, так же встречаются нечасто. Большинству людей в равной мере не нравится и отсутствие стресса, и избыток его. Поэтому каждый должен тщательно изучить самого себя и найти тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее комфортно, какое бы занятие он ни избрал. Кто не сумеет изучить себя, тот будет страдать от дистресса, вызванного отсутствием стоящего дела или постоянной чрезмерной перегрузкой. Г.Селье утверждает, что мы не должны – да и не можем – избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем механизмы и выработаем соответствующее отношение к жизни.
     Итак стресс неизбежен, но от дистресса уберечься можно. По мнению Селье, для сохранения душевного равновесия человеку нужна какая-то цель в жизни, которую он считает высокой, и гордость, что он трудится ради ее достижения. Правильный выбор ближайших и дальних целей, способность адаптироваться к изменяющейся ситуации, переопределять ближние цели в случае непреодолимых трудностей для их достижения – важное условие здорового существования человека. Наличие отдалённой цели – поможет преодолеть разочарование и дистресс при крушении сиюминутных потребностей.
     Хорошие советы по этому поводу даёт Чехов в рассказе «Жизнь прекрасна»: «Жизнь пренеприятная штука, но сделать её прекрасной очень нетрудно. Для этого нужно: а) уметь довольствоваться настоящим и  б) радоваться сознанию, что могло быть хуже. Когда в твой палец попадает заноза, радуйся, что изменила тебе, а не Отечеству. И так далее. Человеку присуща поразительная способность обращать минусы в плюсы и наоборот. Правителю приснилос, что у него выпали зубы. Один толкователь снов сказал, что правитель потеряет всех своих родственников, и был казнён. Другой воскликнул: «Господин, какое счастье – ты переживёшь всех своих близких!» И был награждён.
     Во всех ситуациях старайтесь находить положительные стороны. Это один из приёмов саморегуляции стрессового состояния.
     Разрушительная сила негативных эмоций. У разных народов существует различное отношение к выражению эмоций. Люди Севера более сдержаны, чем люди Юга. В некоторых странах Востока вообще не принято выражать свои эмоции. Южные народы известны своей откровенностью и непосредственностью эмоциональных проявлений. А вот на нашу, русскую, эмоциональную культуру наложили свой отпечаток долгие годы тоталитарного режима, некоторые семейные традиции (например «не выносить сор из избы»), боязнь «не так» выглядеть в глазах окружающих. Оказывается, согласно сложившемуся стереотипу, женщина у нас должна быть покладистой и негневливой, а мужчина – мужественным, сильным и никогда не плакать. Эти образы идеальной женщины и идеального мужчины внушаются уже в детском саду. В результате этих запретов одним из самых распространённых заболеваний среди женщин стала депрессия, а среди мужчин – кардиофобия. К такому исходу ведёт привычное подавление «нежелательных» эмоций. На то, чтобы их удерживать, организм направляет почти все силы и становится не в состоянии сопротивляться нахлынувшим болезням.
     Значение способности не просто испытывать переживания, но точно их понимать и переживать сознательно, впервые показал замечательный американский психолог и психотерапевт К. Роджерс, по мнению которого таким образом мы  защищаем себя от разрушительного влияния неотреагированных эмоций. Некоторые эмоции, например гнев, ненависть, зависть, человек старается подавлять в себе, потому что они не соответствуют его представлению о «хорошем». Роджерс показал – нет «плохих» чувств, все чувства принадлежать человеку, все важны для него. Другое дело, как он их выражает. Сдерживание своих эмоций не ведёт к освобождению от них, ведь физиологические системы, обслуживающие эмоции, сработали.
     Хорошо известно, что страх, гнев, раздражение разрушают организм. Особенно это опасно, когда мы отказываем некоторым чувствам в праве на существование, поскольку запрет лишь усиливает напряжение (стресс).
     Как управлять своими эмоциями. Герой одного мультфильма в гневе начинал раздуваться и багроветь. Но у него был сообразительный слуга – когда хозяин готов был лопнуть, он открывал у него на макушке клапан и выпускал из головы лишний пар.
     У нас с вами нет такого клапана, но разрядить свои эмоции можно следующим образом: поговорить с другом, который может понять и посочувствовать; дыхание уступами: три- четыре коротких вдохов. Благодаря этому разбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе.
     Природа дала нашему мозгу отличное средство защиты от психических перегрузок – смех и плач. Даже положительные эмоции могут ущерб, если они слишком сильные. Смех и плач это своеобразная защита нашей нервной системы от эмоциональной перегрузки. После слёз человек испытывает облегчение, а после смеха – прилив сил.
Наталья Зайцева, педагог-психолог
Категория: Статьи | Добавил: Admin (09.06.2012) | Автор: Наталья Зайцева
Просмотров: 1338 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Полезные ссылки
Федеральная целевая программа развития образования

Министерство образования и науки Самарской области

Министерство образования и науки РФ

Модернизация общего образования

Образование и наука Самарской области

Электронный мониторинг

Система мониторинга образования Самарской области

Информационная система комплексной оценки безопасности и готовности к новому учебному году инфраструктуры системы образования

Дискуссионный клуб Министерства образования и науки РФ

Друзья сайта
  • ГБОУ ДПО "Региональный социопсихологический центр"


  • Copyright Борский психологический центр © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz