ГБОУ Борский психологический центрПятница, 17.05.2024, 13:11

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Статьи [122]
Презентации [15]
Материалы [13]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Статьи

Детская агрессивность
Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего возраста. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослых. Выражается это чаще всего вспышками злости или гнева, сопровождающихся криками, брыканием, кусанием, драчливостью. И хотя такие реакции ребенка неприятны и не поощряются, но и не считаются ненормальными. Причиной такого поведения является блокирование желаний или намеченной программы действий в результате применения воспитательных воздействий. Поэтому совершенно ясно, что такое поведение ребенка вызвано состояние дискомфорта, фрустрации или беспомощности. К слову сказать, его агрессивным можно считать весьма условно, так как у ребенка нет намерения причинить ущерб окружающим. В более позднем возрасте на первый план всё активнее выдвигаются конфликты и ссоры с ровесниками, связанные с обладанием вещами, чаще всего игрушками. Если взять наиболее простые и часто встречаемые формы детской агрессии, как то реакция обидеть или ударить, то у детей от 3-х до 11-ти лет можно наблюдать в среднем девять агрессивных актов в час. 29% составляют непосредственно ответные реакции на нападение с противоположной стороны. Причем это доля остается практически постоянной, изменяется лишь в зависимости от пола и составляет 33% у мальчиков и 25% - у девочек. С возрастом происходит смена форм агрессии: частота простого физического нападения уменьшается за счет роста более «социализированных» форм, таких как оскорбление или соперничество. 
Можно отметить существование половых и возрастных различий в способах выражения агрессивности мальчиками и девочками. Девочки 11-12 лет используют в основном непрямые способы агрессивного поведения, в отличие от мальчиков, использующих прямые способы агрессивного поведения. Хотя доминирующие в младшем подростковом возрасте у мальчиков становится вербальная агрессия, они прибегают к словесному способу выражения чаще негативных чувств, чем девочки того же возраста.
 С возрастом агрессивность детей все больше приобретают враждебную окраску. Если в процессе развития ребенок не научится контролировать свои агрессивные импульсы, то в дальнейшем это грозит преимущественной ориентацией на сверстников – в подростковом возрасте и склонностью к разгульному поведению – в юношеском. Установлено, что спонтанное выражение гнева и совершение насилия в отношении окружающих в 8 лет приводит к использованию физической силы против других лиц; скитанию по улицам, влечению к компании, поиску удовольствия в курении, принятии алкоголя и общении с противоположном полом – 14 лет; а в дальнейшем в 20 лет – деструктивным поступкам, конфликтам с родителями. 
Социализацией агрессии можно назвать процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений или выражении их в формах, приемлемых в определенных сообществах, цивилизации. Совершенно ясно, что природный агрессивный потенциал никуда не исчезнет в более зрелом возрасте. Просто в результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптировать к требованиям общества. Другие остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять свою агрессию более тонко: через словесные оскорбления, скрытое принуждение, завуалированные требования, вандализм и другие тактические приемы. Третьи ничему не научаются и проявляют свои агрессивные импульсы в физическом насилии.
 На социализацию агрессии оказывают два основных фактора. Первый – это образец отношений поведения родителей. Были получены данные, что в семьях агрессивных детей выявлена большая распространенность агрессивных проявлений со стороны взрослых по сравнению с семьями не агрессивных детей. Более того, отношение родителей к поведению ребенка тоже различно. Если отцы больше утешают девочек, когда те огорчены, чаще их одобряют, чем мальчиков, то матери более снисходительны и терпимы к сыновьям и разрешают им чаще проявлять агрессию в отношении родителей и других детей, чем девочкам. Другим важным фактором является характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих; в частности, была установления связь между родительским наказанием и агрессией у детей. Обнаружено, что мальчики, чьи родители применяли суровые методы воспитания, были высоко агрессивны во взаимодействии со сверстниками и взрослыми вне дома, хотя проявляли мало прямой агрессии по отношению к родителям. Если же рассмотреть особенности родительских наказаний, то установлено, что отцы предпочитают физические наказания, а матери – непрямые или более психологические воздействия и на сыновей и на дочерей. Исследования показывают, что мальчиков чаще подвергают физическим наказаниям, чем девочек, а более частые и сильные наказания воспитывают у мальчиков и большее сопротивление. 
 Представляет интерес зависимость между реакцией родителей на ранее проявление агрессивности со стороны детей и агрессивностью, проявляемой ими в более зрелом возрасте. Родители часто по-разному реагируют на агрессивное поведение детей в зависимости от того, направлено оно на них или на сверстников. Как правило, строже наказывается ребенок за агрессивность по отношению к взрослому, чем по отношению к своему сверстнику, особенно если последний действительно это заслужил. Таким образом, предполагается, что в подростковом возрасте или позднее выросший ребенок будет чувствовать себя спокойнее, проявляя агрессивность лишь по отношению к сверстнику или равному по статусу человеку, а не по отношению к какому-либо авторитетному лицу. Более того, у него будет формироваться и укрепляться чувство вины всякий раз, когда он проявит агрессивные чувства или действия против старшего либо сверстников того же возраста. 
В процессе социализации агрессии существуют два важных момента:
1. снисходительность (степень готовности родителей прощать поступки ребенка)
2. строгость наказания родителями агрессивного поведения ребенка.
Гипотеза такова: поскольку снисходительность сама по себе не способствует возникновению тревоги и чувства вины, можно ожидать, что агрессивность окажется пропорциональна снисходительности матери. Иными словами, чем больше снисходительность родителей, тем больше агрессивность ребенка. Если считать, что наказания подавляют нежелательное поведение, то можно ожидать, что чем строже наказывается агрессия, тем меньше она проявляется. Однако на практике такие предположения оказались слишком упрощенными. Психологи на основе ответов матерей, прибегавших к разным методам воспитания ребенка и затем оценивших уровень детской агрессивности, получили результаты.

 
 
Число агрессивных действий
мальчики
девочки
A
низкий уровень наказания,           низкий уровень снисходительности
3,7
13,3
B
высокий уровень наказания,             низкий уровень снисходительности
20,4
19,1
C
низкий уровень наказания,           высокий уровень снисходительности
25,3
20,6
D
высокий уровень наказания,           высокий уровень снисходительности
41,7
38,1

 Эти данные показывают, что данные результаты группы B и C (С - наиболее снисходительны, B – более требовательны) мало различаются. Эти родители имели детей, чей уровень агрессивности мало различался. Родители наименее агрессивных детей оказались те из них, кто не был ни снисходительным, ни склонным к применению наказания. Их позиция заключалась в осуждении агрессии и доведении этого до сведений ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка. Родители наиболее агрессивных детей (группа D) вели себя так, как будто любое поведение детей приемлемо, не показывая своего отрицательного отношения к агрессивным поступкам, - однако когда ребенок совершает поступок – он бывает строго наказан. Здесь напрашивается вывод, что суровое наказание в неопределенной ситуации вызывает у ребенка враждебность (он не понимает, за что его наказали) и дальнейшую агрессивность. Кроме того, склонный к наказанию родитель, хотя и не намеренно, подает ребенку пример агрессивного поведения. Ребенок постепенно привыкает к тому, что агрессия – это нормальный путь преодоления фрустрации. Строгость родителя, если она последовательна и достаточно чувствительна для ребенка, может привести к подавлению агрессии в присутствии родителя, но вне дома ребенок будет вести себя агрессивно. 
Формирование агрессивных тенденций, которые затем могут наблюдаться и на более поздних ступенях развития, происходит несколькими путями:
1. Родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно или показывают пример (модель) соответствующего поведения по отношению к другим и к окружающей среде. Определённо, что дети, наблюдающие агрессивность взрослых, особенно если это значимый и авторитетный для них человек, которому удаётся добиться успеха благодаря агрессивности, обычно воспринимают как приемлемую эту форму поведения.
2. Родители наказывают детей за проявление агрессивности. В ряде исследований было установлено, что:
- родители, которые очень резко подавляют агрессивность у своих детей, воспитывают в них чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться в более зрелые годы;
- родители, которые не наказывают своих детей за проявление агрессивности, вероятнее всего, воспитывают в них чрезмерную агрессивность;
- родителям, разумно подавляющим агрессивность у своих детей, как правило, удаётся воспитать умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение.
 Процесс социализации агрессивности детей требует от родителей мудрости и взвешенного подхода к их воспитанию. 
Фокина Любовь Захаровна, педагог-психолог
по материалам сети ИНТЕРНЕТ
Категория: Статьи | Добавил: referent (22.10.2012)
Просмотров: 1454 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Полезные ссылки
Федеральная целевая программа развития образования

Министерство образования и науки Самарской области

Министерство образования и науки РФ

Модернизация общего образования

Образование и наука Самарской области

Электронный мониторинг

Система мониторинга образования Самарской области

Информационная система комплексной оценки безопасности и готовности к новому учебному году инфраструктуры системы образования

Дискуссионный клуб Министерства образования и науки РФ

Друзья сайта
  • ГБОУ ДПО "Региональный социопсихологический центр"


  • Copyright Борский психологический центр © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz