ГБОУ Борский психологический центрПятница, 17.05.2024, 13:55

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Статьи [122]
Презентации [15]
Материалы [13]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Статьи

Предпосылки письменной речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Проблема формирования письменной речи у детей до сих пор является актуальной. Недостаточный уровень сформированности письменной речи негативно отражается на развитии у детей высших психических функций, на качестве усвоения учебного материала, проявляется в различного рода трудностях, испытываемых детьми в процессе обучения. И устная, и письменная формы речи представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы, но, в отличие от устной письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. Сенсомоторной основой психического развития ребенка являются те координации, которые возникают между глазом и рукой, между слухом и голосом. В процессе письма активно включаются еще глаз и рука, и тогда вопрос о взаимодействии слухового, зрительного, речедвигательного и двигательного компонентов письма приобретает особую важность. 
 Для проблемы нарушений письменной речи вопрос развития слухо-моторной координации имеет существенное значение, поскольку в актах чтения и письма проходит взаимная трансформация пространственной последовательности графических знаков и временной последовательности звуковых комплексов. 
 Для овладения письмом необходима достаточная сформированность целого ряда психических процессов, таких как память, внимание, мышление. В отличие от устной речи, которую ребенок усваивает непроизвольно, по подражанию, письменная речь с самого начала усваивается сознательно и только в процессе специального обучения. Овладение письменной речью для каждого человека сопряжено с большими или меньшими трудностями. 
 Ребенок не имеет возможности сразу пользоваться письменной речью как средством общения и сначала должен овладеть так называемой «техникой письма». Дело в том, что если в процессе устной речи он может думать непосредственно о тех предметах и действиях, которые он хочет обозначить при помощи слов, то на начальных этапах овладения письмом это совершенно исключено. Так, ребенку, которому предстоит записать, например, слово КОШКА, приходится думать в процессе письма не непосредственно об этом милом животном, а о тех звуках и буквах, из которых это слово состоит. Иными словами, ребенок, обучающийся грамоте, вынужден в процессе письма оперировать не столько мыслями, сколько средствами их внешнего выражения. Для ребенка такой поворот дела очень сложен и непонятен. Нарушение речевой деятельности и психических процессов, в частности слухо-моторной координации, у детей с ФФН приводит к неполноценности психофизиологической базы формирования письменной речи. Изучение памяти, внимания, слухо-моторных функций показало, что эти процессы в наибольшей степени ответственны за порождение письменного дискурса, чаще всего оказываются тем слабым звеном, на основе которого возникает комплекс трудностей освоения навыков письменно-речевой деятельности. 
Готовность сенсомоторной и психической сфер ребенка с нормальным развитием к обучению грамоте создает условия для быстрейшего овладения необходимыми операциями и действиями, которые лежат в основе навыков чтения и письма.
1. Основными предпосылками формирования процесса письма являются:
• слаженная работа зрительного, слухового и кинетического анализаторов,
• достаточный уровень развития фонематического и зрительного восприятия, различных видов памяти, мышления, внимания.
 2. Основными предпосылками для формирования моторного компонента письма является: 
• достаточный уровень сформированности "схемы тела", двигательных координаций,
 • хорошо развитые тонкие движения кисти, выражающиеся  в способности к переключаемости движений, 
• развитие слухо-моторных и зрительно-моторных координаций.

 Все это позволяет наметить новые методические подходы к формированию письменной речи у детей, начиная со старшего дошкольного возраста, а также могут быть применены для коррекции различного рода трудностей, связанных с нарушением слухо-моторной координации, возникающих у детей в процессе их школьного обучения. 

Татаринцева Татьяна,
учитель-логопед
Категория: Статьи | Добавил: referent (16.01.2013)
Просмотров: 2966 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Sergwhifs  
0
<a href=http://zmkshop.ru/uslugi/izgotovlenie-i-montazh-metallicheskikh-ferm/>программа для расчета нагрузок на металлоконструкции</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Полезные ссылки
Федеральная целевая программа развития образования

Министерство образования и науки Самарской области

Министерство образования и науки РФ

Модернизация общего образования

Образование и наука Самарской области

Электронный мониторинг

Система мониторинга образования Самарской области

Информационная система комплексной оценки безопасности и готовности к новому учебному году инфраструктуры системы образования

Дискуссионный клуб Министерства образования и науки РФ

Друзья сайта
  • ГБОУ ДПО "Региональный социопсихологический центр"


  • Copyright Борский психологический центр © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz