Предпосылки письменной речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Проблема формирования письменной речи у детей до сих пор является актуальной. Недостаточный уровень сформированности письменной речи негативно отражается на развитии у детей высших психических функций, на качестве усвоения учебного материала, проявляется в различного рода трудностях, испытываемых детьми в процессе обучения. И устная, и письменная формы речи представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы, но, в отличие от устной письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. Сенсомоторной основой психического развития ребенка являются те координации, которые возникают между глазом и рукой, между слухом и голосом. В процессе письма активно включаются еще глаз и рука, и тогда вопрос о взаимодействии слухового, зрительного, речедвигательного и двигательного компонентов письма приобретает особую важность. Для проблемы нарушений письменной речи вопрос развития слухо-моторной координации имеет существенное значение, поскольку в актах чтения и письма проходит взаимная трансформация пространственной последовательности графических знаков и временной последовательности звуковых комплексов. Для овладения письмом необходима достаточная сформированность целого ряда психических процессов, таких как память, внимание, мышление. В отличие от устной речи, которую ребенок усваивает непроизвольно, по подражанию, письменная речь с самого начала усваивается сознательно и только в процессе специального обучения. Овладение письменной речью для каждого человека сопряжено с большими или меньшими трудностями. Ребенок не имеет возможности сразу пользоваться письменной речью как средством общения и сначала должен овладеть так называемой «техникой письма». Дело в том, что если в процессе устной речи он может думать непосредственно о тех предметах и действиях, которые он хочет обозначить при помощи слов, то на начальных этапах овладения письмом это совершенно исключено. Так, ребенку, которому предстоит записать, например, слово КОШКА, приходится думать в процессе письма не непосредственно об этом милом животном, а о тех звуках и буквах, из которых это слово состоит. Иными словами, ребенок, обучающийся грамоте, вынужден в процессе письма оперировать не столько мыслями, сколько средствами их внешнего выражения. Для ребенка такой поворот дела очень сложен и непонятен. Нарушение речевой деятельности и психических процессов, в частности слухо-моторной координации, у детей с ФФН приводит к неполноценности психофизиологической базы формирования письменной речи. Изучение памяти, внимания, слухо-моторных функций показало, что эти процессы в наибольшей степени ответственны за порождение письменного дискурса, чаще всего оказываются тем слабым звеном, на основе которого возникает комплекс трудностей освоения навыков письменно-речевой деятельности. Готовность сенсомоторной и психической сфер ребенка с нормальным развитием к обучению грамоте создает условия для быстрейшего овладения необходимыми операциями и действиями, которые лежат в основе навыков чтения и письма. 1. Основными предпосылками формирования процесса письма являются: • слаженная работа зрительного, слухового и кинетического анализаторов, • достаточный уровень развития фонематического и зрительного восприятия, различных видов памяти, мышления, внимания. 2. Основными предпосылками для формирования моторного компонента письма является: • достаточный уровень сформированности "схемы тела", двигательных координаций, • хорошо развитые тонкие движения кисти, выражающиеся в способности к переключаемости движений, • развитие слухо-моторных и зрительно-моторных координаций. Все это позволяет наметить новые методические подходы к формированию письменной речи у детей, начиная со старшего дошкольного возраста, а также могут быть применены для коррекции различного рода трудностей, связанных с нарушением слухо-моторной координации, возникающих у детей в процессе их школьного обучения.