ГБОУ Борский психологический центрЧетверг, 02.05.2024, 08:01

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Статьи [122]
Презентации [15]
Материалы [13]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Статьи

Готовность к школе. Особые случаи.
О готовности детей к школе сейчас говорят много. Получить информацию об уровне подготовки своего ребёнка к обучению можно, обратившись за консультацией к психологу. В нашем районе в каждом учебном заведении работает психолог Государственного образовательного учреждения Борский психологический центр как основной работник или курирующий данное учреждение. Пакет методик, используемый психологом при диагностике, рекомендован Региональным социопсихологическим центром города Самары и отвечает всем требованиям Госстандарта.
Психологи системы образования ежегодно работают в данном направлении. Вот и сейчас 1 сентября не за горами. Самое время определяться – вести своё чадо в 1 класс или подождать ещё год (если есть на то причины или сомнения). А причины бывают самыми разными. Приведу два типичных примера – это так называемые особые случаи из практики каждого психолога, когда обучение в 1 классе следует отложить на год.
Случай первый.
На приём приходит мама, женщина лет 30, с девочкой. Мама хотела бы получить заключение психолога, которое стало бы одним из оснований для поступления ребёнка в школу. Девочке на 1 сентября будет только 6 с хвостиком, а если точнее 6 лет и 3 месяца. Информирую маму о, возможно, поспешном принятии такого решения (обоснование №1 – ранний возраст). Но мама не согласна, она считает, что год не сыграет большой роли в дополнительной подготовке ребёнка к школе – девочка всесторонне развита и … тем более «уйдёт хороший учитель», именно к которому хотелось бы и определить ребёнка. Интеллектуальное развитие девочки действительно достаточно высокое (несколько выше среднего уровня, что выясняется далее при обследовании). Но! В процессе диагностики становится понятным и то, что ребёнок стремится в школу не столько за знаниями, сколько за «новым социальным статусом ученика»! – За новым портфелем и учебником, тетрадкой и местом в классе. Это понятно! Кому не хотелось стать «старше» других ребят в детском саду или соседа Вовки, которому только через год в школу топать! Так в чем же проблема?
…А проблема в психофизиологии данного возраста. Во время обследования девочка часто отвлекается, встаёт, просит попить, в туалет, спрашивает, как долго будем заниматься, потому что хочется поиграть в куклы, погулять. Я вижу, что она устала и желает отдохнуть. Она рассказывает мне о своих желаниях – приобрести для Барби новое платье, посмотреть мультик про принцессу и купить новый школьный рюкзачок как у двоюродной сестры Даши… В школу ей хочется, как она говорит. Но 30 минут выполнения заданий переносит с трудом.
Всё нормально. Просто ребёнку нужен ещё год для того, чтобы и наиграться вдоволь и, главное, чтобы сформировались особо важные психические функции – учебная мотивация (желание учиться) и произвольность поведения (умение контролировать свои действия, удерживать и распределять внимание, управлять своим поведением согласно заданным правилам и инструкциям). Недостаточная сформированность таких функций зачастую вызывает в процессе обучения повышенное напряжение, утомляемость, стресс, отсутствие желания посещать школу (так как она становится для ребёнка источником негативных эмоций).
Рекомендую отложить обучение на год (обоснование №2 – мотивационно-поведенческая неготовность к обучению). Мама кивает головой, но сомневаюсь в том, что она изменит своё решение. Мотив многих родителей – попасть в класс к «своему» или «хорошему» педагогу, не взирая на особенности развития ребёнка.
Случай второй.
На приёме бабушка с внуком. Мальчику на момент поступления в первый класс будет 6 лет и 10 месяцев. «Поведём!»- уверенно говорит бабушка, – Он у нас пишет и читает!» Результаты обследования плачевны – да, ребёнок умеет копировать отдельные прописные буквы (не плохо развита зрительно-двигательная координация), но кругозор бедный - не знает времена года, путает названия цветов, не умеет сравнивать предметы и находить сходства и различия, целостное восприятие не сформировано – из частей собрать целую картинку не получается, не умеет устанавливать последовательность действий, не может сконцентрировать внимание, запомнить и повторить простой ряд слов или чисел (3-4 слова, числа)… И не смотря на умение читать по слогам – низкий уровень развития речи. Не умеет объяснить значение простых слов. Отвечает на вопросы односложно, некоторые – не понимает, молчит.
В чём состояла подготовка мальчика к школе? В научении соединять буквы в слоги? Но этому его научат и в школе. А вот как быть с неразвитой памятью, вниманием, восприятием, речью и мышлением? Которые должны быть сформированы на его возрастном уровне? От которых отталкиваться и двигаться дальше? На которые опираться в усвоении нового, более серьёзного материала? Педагогу придётся «опускаться» до уровня тех знаний, с которыми пришёл ребёнок, «додавать», «нагонять», объяснять то, что нужно было заложить до школы и сразу же накладывать новый материал. Осилит ли ребёнок такую нагрузку?
Объясняю бабушке, что внук к обучению в школе не готов. Объясняю почему – проблемы интеллектуального развития. Бабушка не желает принимать реальность: «Всё ведь, всё знает! Просто новая обстановка. Теряется. Стесняется.» (Во время обследования и этот факт учитывается: в диагностике предусмотрен целый ряд так называемых «скидок» на новизну обстановки. Нет, это другое, а именно – бедная база знаний.)
Бабушка просит внука: «Прочитай вот это слово! Покажи, как ты умеешь!» Я верю и без демонстрации. Мне жаль мальчика. Ему в школе будет нелегко. Неблагоприятный прогноз обучения. Опять же рекомендую отложить обучение на год. Завожу разговор о поступлении в первый класс через год о том, что нужно поговорить с родителями на эту тему. «Да вы что! – в ответ, - Ему уже почти восемь будет! Мы уже решили».
Окончательное решение всегда за Вами, уважаемые родители.
Просто год – всего лишь год дополнительной подготовки – это не малый срок. Психическое развитие детей с 6 до 7 лет глазом, конечно, не увидеть, но оно проходит не менее стремительно, чем видимые изменения в развитии ребёнка, например, с года до двух лет. Это показывают не только научные исследования, но и практический опыт воспитателей, педагогов, психологов.
Случаи, описанные мною, не единичны. По имеющимся данным от 10 до 20% детей в 1 классе - с низкой степенью психологической готовности к школе. И нуждаются в помощи специалистов. А потому, прежде чем принять решение о поступлении в первый класс, стоит серьёзно взвесить все «за» и «против».
И ещё… год подготовки – это год ПОМОЩИ, а не пустых надежд на то, что ребёнок сам по себе восполнит имеющиеся пробелы в знаниях, потому что стал старше ещё на год. 

Педагог-психолог
ГОУ Борский психологический центр
Коваль О.А.
Категория: Статьи | Добавил: КТОТО (31.05.2011) | Автор: Коваль Ольга E
Просмотров: 712 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Полезные ссылки
Федеральная целевая программа развития образования

Министерство образования и науки Самарской области

Министерство образования и науки РФ

Модернизация общего образования

Образование и наука Самарской области

Электронный мониторинг

Система мониторинга образования Самарской области

Информационная система комплексной оценки безопасности и готовности к новому учебному году инфраструктуры системы образования

Дискуссионный клуб Министерства образования и науки РФ

Друзья сайта
  • ГБОУ ДПО "Региональный социопсихологический центр"


  • Copyright Борский психологический центр © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz