ГБОУ Борский психологический центрЧетверг, 02.05.2024, 12:22

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Статьи [122]
Презентации [15]
Материалы [13]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Статьи

Идти вперёд ...на 10 шагов.
Одарённость. Смешение понятий: одарённость-способности. Точка зрения автора на проблему одарённости в эссе.
Все это называлось «детский сад»,
а сверху походило на лекало.
Одна большая няня отсекала
все то, что в детях лезло наугад.
И вот теперь, когда вылазит гад
и мне долдонит, прыгая из кожи,
про то, что жизнь похожа на парад,
я думаю: какой же это ад!
Ведь только что вчера здесь был детсад,
стоял грибок, и гений был возможен.
Александр Еременко

Феномен одарённости в психологии – спорная тема. Известно, что каждый ребёнок наделён теми или иными способностями. Вследствие обогащения или ускорения той или иной способности формируется одарённость. Основными видами одарённости принято считать интеллектуальную и творческую. Данные виды одаренности у ребёнка в дошкольном или школьном возрасте психологу выявить не сложно. Особенно психологу, работающему в конкретном образовательном учреждении несколько лет подряд и ведущему наблюдение за детьми ещё с момента поступления.
Обычно педагог-психолог ставит «на заметку» такого ребёнка (выделяет его сам или тому способствует обращение педагогов, родителей – реже). В дальнейшем проводит диагностику.
 Заявить об одарённости ребёнка – для психолога очень ответственно! Потому после первого обследования психолог лишь ставит предположение об одарённости. Далее проводит беседу с родителями, педагогами, предлагает ребёнку выполнение других тестовых заданий, результаты которых могут послужить основанием для серьёзного вывода. Не всегда предположения об одарённости ребёнка оправдываются. Опыт личной практики показывает, что на группу из 300-400 детей приходится лишь 1-2 одарённых ребёнка! Детей с высокими способностями значительно больше – 15-20 человек. 
 В образовательной среде понятие об одарённости ещё недостаточно сформировано. Потому педагоги порой используют термин «одарённость» не задумываясь. Был у нас случай из практики, когда психолог тестировал группу творческих педагогов на креативную одарённость. Каково было удивление и разочарование некоторых из них, когда предположение о своей одарённости результатами теста не подтвердилось! 
 В родительской среде, и того больше,  незначительные способности ребёнка сводятся к таланту своих чад! А порою,…картина выглядит наоборот: явная одарённость ребёнка не замечается в семье, не понимается и не поддерживается. В такой ситуации дар не исчезает в никуда. Нет! Он просто торит другое русло для реализации. В истории достаточно примеров великих мошенников и изобретателей афёр. Это тоже талантливые люди. Поинтересуйтесь их биографией – сделайте соответствующие выводы. Пример тому Виктор Люстинг, человек, продавший Эйфелеву башню. Грандиозная афера! Более мелкая – продать чужую шубу или автомобиль…(!) 
Наблюдая за развитием вундеркиндов, хочу отметить, что наши педагоги и родители занимаются, в основном, развитием творческой, спортивной, организационной одаренностью, выбирая способ обогащения способностей посредством дополнительного образования (кружков, клубов, секций и т.д.). Опыт развития интеллектуальной одарённости у нас беден: школьная программа плюс расширение отдельных областей знаний. Что ещё предлагаем мы интеллектуально одарённым детям? Есть ли у нас клубы интеллектуалов или знатоков? Кружки химиков и математиков, в которых поднимают ступень за ступенью уровень знаний одарённых детей? Не расширяют кругозор, а именно помогают взять новую вершину, одолеть другой, более сложный этап? (так, как скажем, ребёнок обучается искусству рисования: сначала линии, затем тени, потом пейзаж, портрет…) Предлагаем ли мы ускоренный курс обучения по предмету? Нет. К сожалению.
 Не могу не сказать и о другой проблеме. Не менее значимой. Которая в дальнейшем не даёт реализовать свои возможности почти 88% одарённых детей (так как лишь 12% реализует свой дар во взрослой жизни) – это низкая степень саморегуляции (волевая функция) и проблемы самооценки (часто низкая). Ни одному одарённому ребёнку не удалось избежать негативных замечаний сверстников, учителей или родственников. За похвалу же и высокую оценку его стараний ребёнок достигает невозможного! Многое зависит от окружения, среды, условий. И роль путеводителя здесь ответственна, серьёзна: усилия нужны, поиск, собственное непрерывное развитие и в плане знаний, и в плане воспитания; нужно предвидеть, опережать, да не на шаг как в стандартной ситуации, а на 10! 
… И мне порою кажется спорным вопрос о недоразвитии волевой функции талантливого ребёнка. Рядом стоящему взрослому её недостаёт больше.
Ольга Коваль, педагог-психолог.


Источник: http://авторское эссе
Категория: Статьи | Добавил: Никомунескажу (22.12.2011) | Автор: Ольга Коваль E
Просмотров: 652 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Полезные ссылки
Федеральная целевая программа развития образования

Министерство образования и науки Самарской области

Министерство образования и науки РФ

Модернизация общего образования

Образование и наука Самарской области

Электронный мониторинг

Система мониторинга образования Самарской области

Информационная система комплексной оценки безопасности и готовности к новому учебному году инфраструктуры системы образования

Дискуссионный клуб Министерства образования и науки РФ

Друзья сайта
  • ГБОУ ДПО "Региональный социопсихологический центр"


  • Copyright Борский психологический центр © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz