ГБОУ Борский психологический центрПятница, 17.05.2024, 11:13

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Статьи [122]
Презентации [15]
Материалы [13]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Статьи

Мальчики и девочки – два разных мира
Первый крик ребенка… И первый радостно тревожный вопрос мамы «Кто у меня, мальчик или девочка?». Мы ждем не просто ребенка вообще. Мы пытаемся загадать, какого пола он будет. Важно знать, будет это сын или дочь, потому что пока он не родился, мы думаем и выстраиваем планы на будущее. Но вот он родился, страсти утихают и начинается жизнь полная забот: бессонные ночи и проблемы с кормлением. И важность пола отходит на задний план.
Все дети развиваются по – разному. И уже к году различия в развитии психики и мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что проявляются в поведении, в такой сложной деятельности как игра. А это значит, что у них по – разному организованы психические процессы, по – разному функционирует мозг – этот важнейший человеческий орган, от развития которого зависит, каким станет ребенок, каков будет его интеллект, насколько будет богата его эмоциональная сфера, хороша ли будет его память, какие особенности мышления ему будут присущи. А мы не только ухаживаем за телом ребенка, но и формируем его мозг. Но одинаковые ли результаты мы получим, одинаково воспитывая мальчика или девочку?
Мальчики при рождении обычно крупнее девочек, голова у них крупнее, больше вес. Но для разных детей эти показатели могут перекрываться. Единственное отличие, которое нас не обманет – половые органы. Стоит запеленать ребенка или одеть ползунки, и отличий нет. Однако, записывая биотоки мозга у маленьких детей, можно убедиться, что уже в этом возрасте мозг работает не одинаково, проанализировав взаимодействия электрических потенциалов разных областей коры мозга: моторных, зрительных, слуховых или ассоциативных – мы можем с большей долей вероятности сказать, какого пола этот ребенок. Мы еще ничего в них не вложили, не начали их воспитывать, а они уже разные, т.е. процессы восприятия и анализа информации мальчиком и девочкой различаются. Значит, нет и не может быть одинакового воспитания. Мы взрослые, тоже дети природы и интуитивно чувствуем разницу в зарождающей психике. И чуточку по – разному разговариваем с мальчиком или девочкой. Но не у всех это проявляется достаточно четко. У большинства взрослых очень скоро интуицию вытесняют чувства, связанные с собственным комфортом или дискомфортом. Мы чаще ругаем мальчиков или более ласковы с девочками, если даже детям всего по 2 года. Видимо, взрослых раздражает «излишняя» подвижность мальчиков и их выраженная поисковая активность (всюду лезут, ломают…), т.е. на половые различия в психике детей мы реагируем разным к ним отношением.
Свое отношение к ребенку мы подчиняем выработанным педагогическим правилам и тогда… прощай интуиция. Ребенок должен уметь… И все силы бросаем на то, чтобы умел. А кто он – мальчик или девочка? Обычно так вопрос не ставится. А ведь это важно. Даже очередность созревания разных психических функций у мальчика и девочки разные. Девочки раньше начинают говорить, и все дальнейшее развитие психики происходит на фоне оречвления. А у мальчиков все это еще происходит на наглядно – образном уровне. И это все сказывается в дальнейшем на особенностях и уровнях развития мышления: речевого, образного, пространственного, логического. Значит, мир мальчиков и девочек разный.
К сожалению, мы можем и находимся только в одном мире. Нам не дано побывать в ином мире – пожить его проблемами, проникнуть в мир его мысли, понять его негласные правила. И поэтому нам кажется, что этого второго мира нет. Но если нам не дано пожить в этом чужом мире, то попробовать понять его мы просто обязаны.
Так зачем природе мужское и женское начало? Биологи в своей теории в синхронной эволюции полов исходили из положения о том, что в эволюции всегда борются две противоположные тенденции. Первая - необходимость сохранить то, что уже создано, закрепить те признаки, которые выгодны, передать их по наследству, сделать потомков более похожими на родителей. И вторая – это необходимость прогресса, дальнейшего поиска изменения, разнообразие потомков. Так вот женский пол сохраняет в своей генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, и цель его - по возможности не допустить их изменения, а мужской пол, напротив, легко теряет старое и приобретает новое. То есть, женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской на прогресс.
Девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница достигает примерно двух лет. Когда в начальной школе мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту на целый год. Мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-6 месяцев начинают говорить, при рождении мальчиков чаще наблюдаются осложнения при беременности, и рождении. На 100 зачатий девочек приходится 120-180 зачатий мальчиков. Статистика показывает, что среди детей 7-15 лет травмы у мальчиков бывают чаще в 2 раза чаще, чем у девочек. «Трудные» подростки тоже чаще мальчики. Мальчика чаще ругают, даже бьют и даже совсем маленьких реже берут на руки. По отношению к ним речь взрослых чаще содержит лишь прямые указания (принеси, дай, перестань), а в разговоре с девочками чаще упоминают о чувственных состояниях.
В начальной школе у девочек выше кожаная чувствительность они очень отзывчивы на поглаживание, прикосновение. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои богатства – куклы, тряпочки и играют в ограниченном пространстве, игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы, т.е. используют все предоставленное пространство, т.е. мальчикам в отличие от девочек, для их полноценного психического развития требуется больше пространства, чем девочкам. Если пространства мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на деревья…
Так если у мальчиков так много отклонений, если среди них много двоечников и «трудных», то почему почти все выдающиеся деятели: художники, писатели, композиторы, врачи, конструкторы - мужчины? Наверное, среди двоечников – мальчишек много тех, кто так и не сможет реализовать то, что ему подарила природа! А почему?
По – видимому, потому что мы не умеем учить мальчиков. Стратегия обучения и в детском саду и в школе чаще всего рассчитана на девочек. Учат и девочек и мальчиков чаще женщины: дома – мама и бабушка; в детском саду – воспитательница; в начальной школе учительница и лишь в средней школе иногда появляются мужчины. Это уже поздно. Мальчики и девочки уже превратились в юношей и девушек, и вся скрытая подготовительная работа к этому непростому превращению произошла без участия мужчин. А может ли женщина вырастить настоящего мужчину? Бывает, но очень редко. И не потом, у что профессиональна безграмотна, а потому что у нее другой тип мозга, другой тип мышления.
Рисунки девочек и мальчиков на одну тему будет очень отличаться. Рисунок на тему выявил: ракета, нарисованная мальчиком, выглядит тщательно прорисованной, рядом космонавт с разными датчиками; рисунок девочки схематичен, космонавт нарисован с ресничками, пухлыми щечками. Вообще, мальчики чаще рисуют технику, а девочки – людей, в том числе себя.
В вопросах детей прослеживается такая линия: мальчики чаще задают вопрос ради получения какой – то конкретной информации, а девочки – для установления контакта, а это значит, мальчики (мужчины) больше ориентированы – на информацию, а девочки (женщины) на отношения между людьми.
Специалисты отмечают, что время, необходимое для вхождения в урок – период врабатываемости – у детей зависит от пола. Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учителя замечают это по обращенным к ним глазам и строят урок таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлось на пик работоспособности. Но ориентируются – то они на девочек. Мальчики раскачиваются долго и на учителя смотрят редко. Но вот они достигли пика работоспособности. А девочки, наоборот, уже начали уставать. Учитель сразу заметил. Это так как контакт с девочками у него налажен хорошо – он все время видит обращенные к себе лица. Он начинает снимать нагрузку, урок переходит в другую фазу. А мальчикам бы именно сейчас и надо дать ключевой для урока материал. Но самое важное уже дано, и они его пропустили или не поняли, так как в нужный момент уровень их работоспособности был низким. Урок окончен. Был задан вопрос (для чего нужен кирпич?). Ответы девочек и мальчиков будут разные. Первый ответ дан мальчиком – чтобы построить дом, а дольше уже отвечали девочки. Но ответы их были однообразные, затем опять говорит мальчик – его можно положить в ведро, когда солят грибы – для тяжести. Новая версия. Опять лес рук. Отвечают девочки. Тема исчерпана. Новая идея со стороны мальчиков и далее по схеме.
Установлено, что мужчины лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, но требования к качеству, тщательности, аккуратности, исполнения или оформления ее не велики. И в школе мальчик может найти новое нестандартное решение задачи, но сделать ошибку в вычислениях и получить в результате двойку.
Женщины обычно выполняют уже не новые, типовые, шаблонные, но когда требования к тщательности, к проработке деталей исполнительской части задания велики - равных им нет. А именно то, что требуют в школе. Сначала объясняется, как надо решать задачу. То есть, этап поиска исключается, его берет на себя взрослый, а от детей требуют решения типовых задач, которые разобрали на уроке, т.е. минимальные требования к поиску и новаторству: максимальные – к тщательности исполнения. Это хорошо для девочек, а для мальчиков надо немного недообъяснить и натолкнуть его самого на нахождения принципа решения.
Например, вязание изобрели в Италии в XIII в. мужчины и в течение нескольких веков это было сугубо мужским делом. Затем вязание начали осваивать женщины и довели процесс до такого совершенства, что мужчины не могли с ними соперничать и отступили. Так было во всем. Сначала профессию осваивали мужчины, а потом женщины доводили до вершин совершенства.
Психологи считают, что женщины (девочки) превосходят мужчин в речевых заданиях. Даже изначально неречевые задания они могут решать речевым способом. Мальчики превосходят девочек в видео – пространственных умениях, так как выполнение пространственно- зрительных задач требует поиска. Да и утверждение, что речь лучше развита у девочек, чем у мальчиков спорно. Что касается «исполнительской» части речи совершенство речевого процесса, то это сторона лучше развита у женщин и девочек: у них выше беглость речи, скорость чтения, совершеннее правописание. Но та сторона речи, которая связана с поиском: нахождение словесных ассоциаций, решение кроссвордов – лучше представлено у мальчиков, мужчин. Это еще раз доказывает, что сильная сторона мужчин – способность к поиску нового, нестандартного решения, к новаторству.
В отношении мужского пола эволюция ввела отбор на сообразительность, находчивость, изобретательность. Женскому полу необходимо было выжить, и отбор шел на адаптируемость. Поэтому при неблагоприятных условиях, например, когда педагогическое воздействие не соответствует индивидуальным особенностям психики ребенка, девочки принимают несвойственную им стратегию решения задач, лучше ли хуже ли , но справляются с заданиями. Мальчики в такой ситуации стараются уйти из- под контроля взрослого, не подчиняются ему, т.е. адаптироваться к несвойственным ему видам деятельности мальчику исключительно трудно. Какова же эмоциональная сфера девочек и мальчиков?
Вопрос учителей относительно индивидуальных особенностей поведенческих характеристик детей дает возможность считать, что обычно мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны и нетерпеливы, неуверенны в себе. По – видимому, в большинстве случаях это так. Но наше ведение ребенка не всегда отражает, что есть на самом деле. Мы склонны завышать эмоциональность девочек и хуже понимаем внутренний мир мальчиков. Уровень тревожности мальчиков ничуть не меньше, чем у девочек.
Тестирование методом диоптического просматривания, проведенное среди мальчиков и девочек (дошкольников), свидетельствует о том, что они чаще видят улыбающуюся рожицу. Дети пошли в первый класс, это колоссальная нагрузка на их психику. В конце первого класса эксперимент был проведен повторно. И если для девочек картина не изменилась, то для мальчиков этот год не прошел бесследно: они стали говорить, что чаще видят грустное лицо, и это все очень зависело от личности учителя, который с ними работал. У педагога авторитарного типа негативные переживания и игнорирование положительной эмоционально позитивной стороны воспринимаемого мира выражено наиболее сильно. В тех классах, где учитель предпочел демократический тип воспитания, поведение не через давление своим авторитетом, а через стремление к пониманию внутреннего мира ребенка, способностью услышать его, понять, детям, а особенно мальчикам повезло больше. Они сохранили свойственное детству качество видеть мир добрыми глазами.
Взрослые должны учитывать особенности эмоционального мира детей, особенно мальчиков. Женщине трудно понять эту сторону мальчика – сама-то она другая – вот и получается, что долго ругая мальчика, нагнетая эмоции, не получают должного эффекта. При этом сердиться, что это он не переживает вместе с ней, а остается равнодушным к ее словам. Нет, он не равнодушен. Просто он уже дал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, он просто не может удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен, и, чтобы не сломаться, просто отключил слуховой канал, и информация до него не доходит. Он просто не слышит, и все воспитательные усилия напрасны. Остановитесь. Надо просто ограничить длину нотации, но сделать ее более емкой по смыслу, так как мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Он дезориентирован. Объясните ему ситуацию очень коротко и очень конкретно – чем вы не довольны.
Итак, мы пришли к выводу, что мальчик и девочка – это два разных мира. Очень часто мы не правильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, и не правильно реагируем на них.
Мальчика и девочку нельзя ни в коем случае воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят на мир, они по-разному слышат, видят, слушают, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
Нужно постараться понять и принять их такими, какими они есть, какими их создала природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть их задатки, не повредить, не сломать – зависит от нас с вами.


Фокина Любовь Захаровна,
педагог –психолог.
по материалам сети ИНТЕРНЕТ
Категория: Статьи | Добавил: referent (22.10.2012)
Просмотров: 1031 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Полезные ссылки
Федеральная целевая программа развития образования

Министерство образования и науки Самарской области

Министерство образования и науки РФ

Модернизация общего образования

Образование и наука Самарской области

Электронный мониторинг

Система мониторинга образования Самарской области

Информационная система комплексной оценки безопасности и готовности к новому учебному году инфраструктуры системы образования

Дискуссионный клуб Министерства образования и науки РФ

Друзья сайта
  • ГБОУ ДПО "Региональный социопсихологический центр"


  • Copyright Борский психологический центр © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz