В психологии модное слово «перфекционизм» (анг. perfectionism; от perfect – «совершенный, безупречный») означает «стремление к совершенству». Казалось бы, прекрасное качество. Но учёные высказывают в этом сомнение и называют перфекционизм «болезнью высоких стандартов» или «синдромом отличницы» (чаще всего им страдают представительницы слабой половины человечества). Доказано: перфекционизм –
результат воспитания. Перфекционизм может начать формироваться под влиянием семьи
уже в детском возрасте. Например, авторитарные родители могут буквально
навязывать детям убеждение, что любовь можно заслужить только в том случае,
если все их требования будут выполнены на «отлично». Ребенок должен
соответствовать родительским ожиданиям и непременно демонстрировать высокие
успехи в одобряемой родителями деятельности.
Это так называемая «условная любовь», вынуждающая детей
ради родительского одобрения стремиться к недостижимому совершенству. Через
некоторое время такие дети сами начинают предъявлять к себе чрезмерно высокие
требования – «родительский голос» становится их собственным.
Чаще всего подобная родительская требовательность связана с
их собственными нереализованными потребностями и желанием все-таки воплотить
свои мечты в жизнь, «с помощью» детей. На таких детей возлагаются особенные
надежды: они должны в своей жизни решить задачи, не решенные родителями, не
повторив при этом их ошибок и не сделав своих собственных. Ведь ценой ошибки
может стать разочарование и отвержение со стороны самых близких людей. Именно
поэтому дети-перфекционисты так часто чувствуют себя плохими, недостойными и
несовершенными.
Перфекционистов могут воспитать и слишком тревожные и
контролирующие родители, желающие «дать детям самое лучшее», позаботиться об их
будущем.
Также
перфекционисты могут вырасти в «хаотичных» семьях, то есть в семьях, где у
детей отсутствует ощущение безопасности окружающего мира. Это семьи с
нестабильными, неупорядоченными отношениями и часто происходящими негативными
событиями: переездами, болезнями, разводами и другими неожиданными изменениями.
У детей, выросших в таких нестабильных семьях, очень выраженной является
потребность как-то упорядочить свою жизнь, взять ее «под контроль». Для
достижения этой цели могут использоваться «внешние» средства: хорошая
(отличная) учеба, четкий график жизни с определенными обязанностями,
безупречный порядок в комнате… Так появляется чувство безопасности и
компенсируется чувство неуверенности и беспомощности.
Чем опасен перфекционизм? Ученые утверждают, что
чрезмерное стремление к совершенству сопряжено с хроническим чувством
эмоционального дискомфорта, низкой продуктивностью деятельности, риском
психических расстройств и даже риском суицидального поведения.
На
фоне постоянного напряжения весьма вероятно развитие невроза – например,
связанного с ситуацией школьного обучения у детей и подростков. Отличники и
отличницы попадают в ловушку психологического стереотипа: им кажется, что они
всегда должны быть самыми лучшими. При этом нередко отличные оценки становятся самоцелью,
а интерес к учебному процессу и саморазвитию может быть потерян. Получение
отметки и одобрения становится важнее достижения цели и получения удовольствия
от процесса и результата деятельности.
К счастью, не всякий ребёнок, у которого в дневнике
одни «пятёрки», страдает синдромом отличника. Для такого главное – процесс
познания, не результат в виде хорошей оценки. К неудачам он относится спокойно,
даже с юмором.
Требуя от ребёнка только
«пятёрок», подумайте, сможет ли он без ущерба для психики нести этот нелёгкий
груз. Ведь отличные оценки – не главное в жизни, важны знания, которые
пригодятся в дальнейшем. Ольга Смагина, педагог-психолог
|