ГБОУ Борский психологический центрЧетверг, 02.05.2024, 06:42

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Статьи [122]
Презентации [15]
Материалы [13]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Статьи

Надо ли требовать от ребенка только отличных отметок или о болезни высоких стандартов

В психологии модное слово «перфекционизм» (анг. perfectionism; от perfect – «совершенный, безупречный») означает «стремление к совершенству». Казалось бы, прекрасное качество. Но учёные высказывают в этом сомнение и называют перфекционизм «болезнью высоких стандартов» или «синдромом отличницы» (чаще всего им страдают представительницы слабой половины человечества).

Доказано: перфекционизм – результат воспитания. Перфекционизм может начать формироваться под влиянием семьи уже в детском возрасте. Например, авторитарные родители могут буквально навязывать детям убеждение, что любовь можно заслужить только в том случае, если все их требования будут выполнены на «отлично». Ребенок должен соответствовать родительским ожиданиям и непременно демонстрировать высокие успехи в одобряемой родителями деятельности.

Это так называемая «условная любовь», вынуждающая детей ради родительского одобрения стремиться к недостижимому совершенству. Через некоторое время такие дети сами начинают предъявлять к себе чрезмерно высокие требования – «родительский голос» становится их собственным.

Чаще всего подобная родительская требовательность связана с их собственными нереализованными потребностями и желанием все-таки воплотить свои мечты в жизнь, «с помощью» детей. На таких детей возлагаются особенные надежды: они должны в своей жизни решить задачи, не решенные родителями, не повторив при этом их ошибок и не сделав своих собственных. Ведь ценой ошибки может стать разочарование и отвержение со стороны самых близких людей. Именно поэтому дети-перфекционисты так часто чувствуют себя плохими, недостойными и несовершенными.

Перфекционистов могут воспитать и слишком тревожные и контролирующие родители, желающие «дать детям самое лучшее», позаботиться об их будущем.

Также перфекционисты могут вырасти в «хаотичных» семьях, то есть в семьях, где у детей отсутствует ощущение безопасности окружающего мира. Это семьи с нестабильными, неупорядоченными отношениями и часто происходящими негативными событиями: переездами, болезнями, разводами и другими неожиданными изменениями. У детей, выросших в таких нестабильных семьях, очень выраженной является потребность как-то упорядочить свою жизнь, взять ее «под контроль». Для достижения этой цели могут использоваться «внешние» средства: хорошая (отличная) учеба, четкий график жизни с определенными обязанностями, безупречный порядок в комнате… Так появляется чувство безопасности и компенсируется чувство неуверенности и беспомощности.

Чем опасен перфекционизм? Ученые утверждают, что чрезмерное стремление к совершенству сопряжено с хроническим чувством эмоционального дискомфорта, низкой продуктивностью деятельности, риском психических расстройств и даже риском суицидального поведения.

На фоне постоянного напряжения весьма вероятно развитие невроза – например, связанного с ситуацией школьного обучения у детей и подростков. Отличники и отличницы попадают в ловушку психологического стереотипа: им кажется, что они всегда должны быть самыми лучшими. При этом нередко отличные оценки становятся самоцелью, а интерес к учебному процессу и саморазвитию может быть потерян. Получение отметки и одобрения становится важнее достижения цели и получения удовольствия от процесса и результата деятельности.

К счастью, не всякий ребёнок, у которого в дневнике одни «пятёрки», страдает синдромом отличника. Для такого главное – процесс познания, не результат в виде хорошей оценки. К неудачам он относится спокойно, даже с юмором.

Требуя от ребёнка только «пятёрок», подумайте, сможет ли он без ущерба для психики нести этот нелёгкий груз. Ведь отличные оценки – не главное в жизни, важны знания, которые пригодятся в дальнейшем.

                                                                                                          Ольга Смагина, педагог-психолог

Категория: Статьи | Добавил: Admin (01.12.2011) | Автор: Ольга Смагина
Просмотров: 1426 | Рейтинг: 3.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Полезные ссылки
Федеральная целевая программа развития образования

Министерство образования и науки Самарской области

Министерство образования и науки РФ

Модернизация общего образования

Образование и наука Самарской области

Электронный мониторинг

Система мониторинга образования Самарской области

Информационная система комплексной оценки безопасности и готовности к новому учебному году инфраструктуры системы образования

Дискуссионный клуб Министерства образования и науки РФ

Друзья сайта
  • ГБОУ ДПО "Региональный социопсихологический центр"


  • Copyright Борский психологический центр © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz