Ребенок
не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности
личности, его самооценка складывается в
процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.
Ребенок
стал школьником. Это приводит к новому распорядку его дня, рождает новые
обязанности. Из необходимости каждый день учиться вытекают многие изменения в
жизни ребенка. Нужно вовремя встать, ежедневно готовить домашнее задание,
приносить в школу все, что нужно для занятий. Школьная жизнь требует от ребенка
умения согласовывать свои действия с требованиями учителя, с распорядком
школьной жизни, с действиями и желаниями одноклассников. Осознание этой новой
позиции вызывает перестройку отношения ребенка ко многому в его повседневной
жизни. Мысль о том, что он школьник, заставляет его изменить свое поведение то
в одном, то в другом. У него появляются новые мотивы поведения - быть хорошим
учеником, добиться похвалы учителя. Занятия в школе порождают и новые переживания
- желание и ожидание успеха, боязнь
неуспеха. Младшего школьника волнуют замечания учителя, и он старается
приложить усилия для того, чтобы их не было. Дети обычно охотно подчиняются
новому режиму, соглашаются с требованиями родителей о распорядке занятий,
досуга, прогулок. Поступление в школу ставит ребенка в новое положение в семье,
среди окружающих и изменяет их отношение к нему. У ребенка появились четкие
обязанности - и с этим считаются близкие. Изменившееся восприятие ребенка
окружающими людьми постепенно сказывается и на восприятии им самого себя.
В
формировании самооценки младшего школьника огромную роль выполняют оценочные
воздействия учителя, которому необходимо учитывать, что даже отрицательная
(заслуженная) оценка более полезна для самооценки, чем «неопределенная оценка».
Усваивая
в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник
начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников)
относиться определенным образом, как к реальным результатам своей учебной
деятельности, так и к самому себе как личности. С возрастом он все с большей
определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы
достичь, обладая определенными личностными качествами. Так у ученика в
учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих
возможностей - один из основных компонентов самооценки.
Дети
по-разному относятся к допускаемым ими ошибкам. Одни, выполнив задание,
тщательно его проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгу задерживают
работу, особенно если она контрольная, боясь выпустить ее из рук. На замечание
учителя: « Ты допустил ошибку в работе» - ученики реагируют неодинаково. Одни
просят не указывать, где ошибка, а дать им возможность самим найти ее и
исправить. Другие с тревогой спрашивают: «Где? Какая?» - и безоговорочно
соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Третьи тут же пытаются
оправдаться ссылками на обстоятельства.
Отношение
к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам только в учении, но и
в поведении - важнейший показатель самооценки личности.
Наиболее
естественно реагируют на ошибки в их работах дети с правильной самооценкой. Они
обычно даже с интересом самостоятельно ищут ошибку, дети с низким уровнем
самооценки, если им предложить самим найти ошибку, обычно молча, перечитывают
работу несколько раз, ничего в ней не меняя. Нередко они сразу опускают руки и
отказываются проверять себя, мотивируя тем, что все равно ничего не увидят.
Как
уже говорилось, в самооценке ребенка отражается не только его отношение к уже
достигнутому, но и то, каким он хотел бы быть, его стремления, надежды.
Самооценка
ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как
он относится к достижениям других. Дети с завышенной самооценкой не обязательно
расхваливают себя, но зато они охотно отрицают все, что делают другие. Ученики
с заниженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей.
Дети
с высокой самооценкой отличались активностью, стремлением к достижению успеха
как в учении и в общественной работе, так и в играх.
Совсем
по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность -
неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только
неуспеха.
Человек,
который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает,
испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше
всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке.
Его
очень огорчает отрицательная оценка. Но совсем выводит из стоя, действует
угнетающе и парализует желание работать равнодушие, когда труд ребенка игнорируется,
не замечается.
В
ходе учебно-воспитательного процесса у школьников постепенно возрастает
критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно
положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только с
объективными обстоятельствами. Второклассники, а особенно третьеклассники
относятся к себе уже более критично, делая предметом оценки не только хорошие,
но и плохие поступки, не только успехи, но и неудачи в учении.
Нередко
у школьников наблюдается явная переоценка своих сил и возможностей. Может появиться
чувство зазнайства: необоснованно завышая свои возможности, школьник ставит
перед собой задачи, выполнить которые он не может. Завышенная самооценка
вступает в противоречие с оценкой его другими людьми, встречает отпор
коллектива и может стать причиной конфликта в отношениях с его членами. Кроме
того, многократное столкновение неадекватной, завышенной самооценки с неудачами
в практической деятельности порождает тяжелые эмоциональные срывы. Явная
переоценка своих возможностей очень часто сопровождается внутренней
неуверенностью в себе, что приводит к острым переживаниям и неадекватному
поведению.
Внутренний конфликт может вызвать расхождение между:
a) самооценкой и оценками, которые дают человеку другие люди;
б) самооценкой и идеальным «Я», к которому стремится человек.
Учебная
деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на
формирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель начальных классов
должен знать психологические особенности
младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном
процессе.
В
формировании адекватной самооценки младшего школьника можно иногда встретить
следующие проблемы:
- Проблема
роста: ученица страдает от того, что ее рост 170 см. Она выше всех в
классе. К доске выходит сгорбившись. Сутулится. Каждый выход - страдание.
Ребенок мыслит образами. Его самосознание предметно и образно. Он видит себя в
среде других таким, каким сложился свой образ «Я». И если этот образ наделен
отрицательными чертами, то и ведение себя, дополненное «раздутыми» и
искривленными деталями, весьма и весьма непривлекательно. Это самосознание
нарисованной собственным воображением уродливой модели доставляет ребенку
физическое страдание.
- Проблема
внешности: бывает такое, что ребенок призирает самого себя: не любит свою
внешность, ненавидит свои способности, вообще, тяготится самим собой. Такого
рода рефлексирующий негативизм - явление довольно частое. И этот негативизм
рождается на грани позитивного качества - неудовлетворенности собой.
С
развитием личности младшего школьника белее точным становится его знание о
себе, более правильной самоориентация, совершенствуется умение разбираться в
своих силах и возможностях, возникает стремление действовать в определенных
ситуациях, опираясь не на оценки окружающих, а на собственную самооценку.
Причем самооценка становится не только более обоснованной, но и захватывает
более широкий круг качеств.
Смагина Ольга,
педагог-психолог
(по
материалам сети Интернет)
|