ГБОУ Борский психологический центрЧетверг, 25.04.2024, 16:19

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Статьи [122]
Презентации [15]
Материалы [13]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Статьи

Общение подростка: проблемы и решения

Современные подростки заметно отличаются от тех, что были десять лет назад, не говоря уже о более ранних поколениях. Сегодня они погружены в комедийные шоу, социальные сети и мобильники. А что их делает другими? Прежде всего, социокультурная среда, в которой они растут. Сегодня социокультурная среда — в основном телевидение и Интернет... Современные дети сидят у телевизоров и мониторов. Они учатся общаться только с машиной, растут погруженными в виртуальную реальность. А в школе, в реальной жизни, нужно уметь выстраивать отношения, договариваться со сверстниками и взрослыми. Если ребенка с раннего возраста не научили выстраивать такие отношения, то в подростковом воз-расте у него будет больше проблем. Он может стать «готом» или «эмо», то есть выбрать суррогатный способ общения. Ваш ребёнок вырос. Что с ним происходит? Откуда берутся проблемы общения в подростковом возрасте? Что делать? Чем может помочь подростку налаженное общение со сверстниками? А если этого общения нет, какие могут быть последствия? И это только часть трудных вопросов, которые возникают перед родителями подростка. Вот что говорит нам психологическая наука.
Первое: развитие человека проходит через кризисы. В 11–13-летнем возрасте появляются признаки очередного кризиса, ребёнок меняется, прежде всего, эмоционально, меняется и его поведение. Чаще всего появляется чрезмерная активность, или, наоборот, уныние, а иногда и то, и другое попеременно. Возможны такие проявления, как закрытость, дерзость или нелюдимость. А в наше время подростковые симптомы могут обнаружиться уже и с 9-летнего возраста. Необходимо помнить, что кризис – признак развития, а значит, грядёт переход на другой уровень.
Второе: у каждого возраста своя ведущая деятельность – она способствует развитию и качественному изменению. В подростковом периоде такой деятельностью является общение, а именно – эмоционально-значимое общение со сверстниками. Оно – питательная среда для развития. Поэтому так важно, чтобы у ребёнка к этому возрасту уже был навык общения с ровесниками.
Какие особенности в общении подростков самые важные?
Особенность № 1: время самоопределения. Одна из главных задач подросткового возраста - самоопределение. Подросток должен ответить на вопросы: «кто я?», «какой я?», «зачем я?», «что дальше?». Если с родителями складываются хорошие взаимоотношения, то они частично помогают в процессе самоопределения. Но важную роль также играют сверстники. Подростки, общаясь много и поверхностно, решают важные задачи: они наблюдают самые разнообразные типажи, сравнивают их с собой и таким образом «определяют себя». Также на разных аренах общения они могут попробовать разные модели поведения, и этот опыт позволит им выбрать те, которые сработали, и отсечь те, за которые потом было стыдно.
Типичные проблемы: родителям кажется, что общение ребенка слишком уж поверхностное - со всеми и ни с кем. Но все изменится к концу подросткового периода. Ребенок обязательно перейдет от количества общения к его качеству.
Особенность № 2: приоритет общения со сверстниками. Если раньше школьника по-настоящему волновали его успехи и оценки, то теперь родители вынуждены констатировать - в школу он ходит по большей мере для того, чтобы общаться. Школа становится интересным местом, где кипят страсти - дружба, вражда, первые влюбленности. Дома тоже уроки не в приоритете: все время включен компьютер, где на экране вовсе не доклад, а страничка сайта социальных сетей, то и дело звонит телефон. А если друзья живут рядом, то дома подростка застать теперь не просто!
Конечно, родителям такая ситуация не по душе. Но подростковый возраст - не только время самоопределения (а для него необходимо общение с другими подростками). Еще одна важная задача возраста - отделение от родителей, которому подошел срок. Увеличивается время общения со сверстниками, а с родителями - неуклонно снижается.
Типичные проблемы: родителям хотелось бы, чтобы ребенок поменьше тратил время на всякие «глупости», а больше учился. Впрочем, многим подросткам их возраст вовсе не мешает помнить еще и об учебе. Ограничивать общение и вводить строгие меры нужно лишь в крайних случаях.
Особенность № 3: он в группе. Подростковые компании везде заметны - разговаривают громко, смеются во все горло, толпятся на улицах. Роль групп была значительна уже в прошлом периоде, но теперь она возрастает во много раз.
Подростки уже гораздо более самостоятельны (по крайней мере, редко кого постоянно сопровождает мамочка). И они объединяются в группы по собственному решению. Кто-то выбирает для себя новые хобби, кто-то объединяется по принципу любимой музыки, стиля в одежде или даже гражданской позиции. Кто-то просто входит в группу «на районе». И, что удивительно, он желает во всем подражать членам своей группы: в одежде, в интонациях и даже в том, как «принято» мыслить и реагировать. А как же самоопределение, спросит внимательный читатель? Как оказывается, одно другому не мешает. Группы помогают подростку понять, какой он. А следование групповым нормам высвечивает истинную позицию: могу ли я подчиняться именно этим нормам или что-то внутри меня протестует? Побыв членом какой-то группы, подросток может сам выйти из нее.
Типичные проблемы: родителям может не нравиться та группа, которую выбрал ребенок для общения. Но бить тревогу по-настоящему следует только в крайних случаях: наркотики, асоциальная направленность.
Особенность № 4: много проблем в общении. Подростки значительно расширяют свой круг общения и делают это «без спроса». С новыми людьми приходят и новые проблемы: непонимание, что именно происходит, когда ребенка начинают «травить»; ощущение беспомощности или жажды мести.
Все это есть и у девочек, и у мальчиков. Именно в этом возрасте они еще раз учатся справляться со своими агрессивными импульсами. Именно сейчас то время, когда они учатся «действовать словами» (а вовсе не в 5—6 лет, как нам хотелось бы). До начала взрослого периода им нужно многому научиться, потому что успешность всей дальнейшей жизни построена на эффективном взаимодействии с людьми. А вы еще удивляетесь, почему сейчас так важно именно общение! Постичь науки можно и чуть позже, а вот опоздать в познании социальных законов - гораздо хуже.
Типичные проблемы: родителей беспокоит эмоциональное состояние подростка. Он склонен расстраиваться из-за сущих мелочей! Но это лишь на наш взрослый взгляд. Для него все это по-настоящему трудно. Особенно учитывая то, что справиться он должен самостоятельно, без помощи взрослых.
Особенность № 5: интерес к противоположному полу. Вы вдруг замечаете, что ваш сын как-то педантично стал относиться к чистоте носков и степени мятости рубашки. А дочь собирается в школу, как на бал. Вы, возможно, считаете, что еще не время думать о любви. Но, увы и ах, они вас не спрашивают! Подростки продолжают открывать самих себя, познавая мир противоположного пола. Открытия их удивляют, пугают и очаровывают одновременно. Они впервые познают, что допустимо, а что нет, если рядом с тобой представитель другого пола. Сначала подростки объединяют свои компании, создавая одну общую из юношей и девушек. А затем приходит время «парочек»: более тесное общение, тренирующее их для будущей семейной жизни.
Типичные проблемы: родителям кажется, что от такого общения нет ничего, кроме проблем с ранними беременностями (которых одинаково боятся родители и девочек, и мальчиков). Но этот поток не остановить запретами и ограничениями.
Общение с противоположным полом несет огромную пользу: дети получают позитивные эмоции, много веселятся; учатся уместным взаимодействиям; повышают свой статус среди сверстников; могут делиться переживаниями и просить совета. Так что, кроме «вреда», здесь много и пользы!
Так какие родителям выбрать приоритеты в воспитании ребенка?
Сегодня в обществе нет четких нравственных ориентиров. Долгое время задачей учебных заведений было воспитание конкурентноспособной личности, которая может найти место в жизни. Сейчас приоритеты иные - воспитать высоконравственного человека, который умеет ценить общечеловеческие идеалы и семейные традиции. Важно, чтобы родители понимали: с раннего детства нужно уделять внимание не только интеллектуальному развитию. Нужно научить человека быть человеком, давать ему возможность общаться, чтобы он пробовал себя в разных сферах, посещал кружки.
На что еще обратить внимание родителям, воспитывая подростка?
Важную роль в жизни человека играет семья, в которой он растет. Здесь он получает первый опыт общения. Сегодня родителям приходится много работать, и часто даже в благополучной семье ребенок оказывается обделенным вниманием. Подростковый возраст — черно-белый период, период нонконформизма, когда человек вырабатывает собственную шкалу ценностей как основу будущего развития. Задача родителей - способствовать выработке у подростка умения принимать правильное решение в ситуации нравственного выбора. Также подросток должен уметь ставить перед собой четкую цель и выстраивать пути ее достижения. Важно, чтобы он мог справляться с эмоциями, был стрессоустойчив. Важно уделять внимание физическому здоровью ребенка, следить за режимом, чтобы он не сидел целый день перед компьютером, а ночью в Интернете. Решая эти задачи, необходимо выстраивать такие отношения, когда ребенок точно знает: он как личность интересен родителям, его мнение для них значимо. Тогда в трудной ситуации подросток будет обращаться за помощью к ним, а не к алкоголю и наркотикам.
Будьте внимательны к своим детям, не прячьтесь от проблем. И не бойтесь обращаться за помощью к психологам.

 


Любовь Рыбак, педагог - психолог,

(по материалам сайтов сети ИНТЕРНЕТ)

Категория: Статьи | Добавил: referent (12.03.2015)
Просмотров: 1894 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Полезные ссылки
Федеральная целевая программа развития образования

Министерство образования и науки Самарской области

Министерство образования и науки РФ

Модернизация общего образования

Образование и наука Самарской области

Электронный мониторинг

Система мониторинга образования Самарской области

Информационная система комплексной оценки безопасности и готовности к новому учебному году инфраструктуры системы образования

Дискуссионный клуб Министерства образования и науки РФ

Друзья сайта
  • ГБОУ ДПО "Региональный социопсихологический центр"


  • Copyright Борский психологический центр © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz