ГБОУ Борский психологический центрПятница, 17.05.2024, 09:56

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Статьи [122]
Презентации [15]
Материалы [13]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Статьи

Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения
 Важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Оптимистическая перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов, способствует позитивному целостному становлению личности учащихся.
Что может дать детям профильное обучение?
 Исследования показывают, что в большинстве случаев выпускники общеобразовательных школ имеют весьма ограниченное представления о себе, своем профессиональном будущем, мире профессий вообще, о требованиях рынка труда. Поэтому их профессиональный выбор часто оказывается неосознанным, необоснованным, случайным. По последним данным сейчас около 75% выпускников высших учебных заведений не работают по специальности. 
В связи с этим особую роль актуальность приобретает работа над формированием профессионального самоопределения школьников, которое возможно в рамках концепции профильного и предпрофильного обучения. Оно должно способствовать индивидуализации обучения и социализации школьников, поскольку изменения в структуре, содержании и организации общеобразовательного процесса при переходе на профильное обучение позволяют более полно учитывать индивидуальные склонности и способности каждого ученика.
 По мнению В.П. Зинченко школа – «то место, куда ребёнка приводят за руку, а выйти из неё он должен сам». Но очень часто к самостоятельному выходу из школы и построению своего дальнейшего жизненного пути выпускник не готов. Профильная подготовка, на наш взгляд, основана, прежде всего, на выборе и ответственности каждого ученика. В общем потоке обучения, в котором ребёнок движется в течение всех лет нахождения в школе, он, как правило, пассивен. Но наступает момент, когда он должен выбраться из этого потока и принять решение относительно своего будущего. Он выбирает то, что отвечает его личностным и профессиональным интересам, особенностям и способностям. И в то же время он отказывается от того, что на данный момент не важно для него. Специализация – выход на индивидуальную траекторию обучения: «не так, как все, а так, как мне нужно для моего будущего». Но для успешной реализации этого подхода необходима серьёзная работа по профессиональному самоопределению школьников в рамках предпрофильной подготовки. 
Старшим подросткам (учащимся 9-х классов) необходимо совершить первичное самоопределение – быть готовыми к выбору профиля обучения в 10 классе. Выбор профиля обучения предопределяет профессиональный выбор учащихся. Но технология выбора профиля обучения в настоящее время отсутствует. Учащиеся совершают его часто интуитивно, под влиянием случайных факторов. Поэтому учащихся необходимо заранее готовить к осознанному выбору профиля обучения, сообразуясь с их возрастными особенностями. Особую актуальность такая подготовка приобретает в 9 – х классах.
Если же учащиеся после 9 –го класса не продолжают обучение в средней школе, то они вынуждены совершить свой профессиональный выбор: пойти учиться в учебное заведение среднего или начального профессионального образования.
Необходимость профессионального выбора в этом возрасте обусловлена также и внутренними причинами – глубоко личной потребностью каждого молодого человека найти в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечивающую достойное существование, прожить счастливую жизнь.
Таким образом, учащимся 9-х в любом случае необходимо быть к профессиональному самоопределению.
Но подросток этого возраста, как правило, ещё не обладает достаточной личностной зрелостью для совершения выбора, имеющего решающее значение для всей его дальнейшей судьбы: не сформированы важнейшие личностные качества, плохо осознаются мотивы выбора, нет гражданской и нравственной платформы для профессионального самоопределения.
Для эффективного личностного становления учащимся необходима психолого-педагогическая помощь. Предпрофильная подготовка и профильное обучение даёт возможность молодым людям преодолеть многие кризисы возрастного развития и эффективно формирует личность.
Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения

Направления психолого-педагогической работы:

 предоставления информации об особенностях выбора профиля обучения в старшей школе, а также обо всех возможных путях продолжения своего образования и обучения выбранной профессии после окончания основной школы;

 подготовка учащихся к составлению первичного профессионального плана (старта);

 формирование оптимистического отношения к своему
профессиональному будущему;

 воспитание уважительного отношения к разным видам профессионального труда как социально равноценным;

 предоставление учащимся возможностей для глубоко самопознания своего темперамента, интересов, способностей, склонностей, типа мышления, потребностей, ценностных ориентаций и т. п.;

 позитивное влияние на целостное становление личности учащихся, а именно на формирование таких качеств и умений, как способность к самопознанию и самоизменению, независимость, доверие к себе, умение делать выбор и нести за него ответственность, целенаправленность, самокритичность, компетентность, коммуникабельность, самостоятельность, эмоциональная (поведенческая) гибкость, мобильность, сила воли;

 превращение учащихся в субъектов, заинтересованных в саморазвитии и способных к нему, активизация поисков собственного пути к освоению профессии;

 развитие самосознания, повышение самооценки и уровня притязаний;

 усвоение старшими подростками важнейших социальных ценностей (гражданских и нравственных);

 формирование комплекса мотивов выбора профессии, где оптимально сочетались бы: самореализация и самоутверждение, желание принести пользу семье и близким людям (обществу), зарабатывать на жизнь (удовлетворение материальных потребностей) и др.;

 усвоение учащимися глубоких и всесторонних знаний по проблеме выбора профессии: о мире профессий, о самом себе и о потребностях в кадрах в своём регионе, основных перспективах его развития.

СТРАТЕГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

ХОЧУ – профессиональные склонности и интересы.

МОГУ – состояние здоровья профессиональная квалификация профессиональной способности.

НАДО - спрос на рынке труда и возможность трудоустройства.

1. Если требования рынка труда, возможности и желания самого человека даже не пересекаются, это означает, он хочет то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало – больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают. 
2. Требования рынка, возможности и желания человека могут пересекаться. Этот случай не так безнадёжен, как первый, потому что найти компромисс между тремя условиями профессиональной успешности реально. По мере освоения профессии может расти интерес к ней, чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.
3. Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека – самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.
Результат профильного обучения - чтобы у выпускников школ чаще всего в стратегии выбора профессии присутствовали второй и третий варианты и как можно реже первый.


 Наталья Зайцева, педагог-психолог
Категория: Статьи | Добавил: referent (29.06.2012)
Просмотров: 1003 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Полезные ссылки
Федеральная целевая программа развития образования

Министерство образования и науки Самарской области

Министерство образования и науки РФ

Модернизация общего образования

Образование и наука Самарской области

Электронный мониторинг

Система мониторинга образования Самарской области

Информационная система комплексной оценки безопасности и готовности к новому учебному году инфраструктуры системы образования

Дискуссионный клуб Министерства образования и науки РФ

Друзья сайта
  • ГБОУ ДПО "Региональный социопсихологический центр"


  • Copyright Борский психологический центр © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz