Рекомендации по организации
речевого общения с ребенком первого года жизни
Современные врачи рекомендуют
беременным женщинам для установления лучшего эмоционального контакта беседовать
с будущим ребенком, начиная с 20-22 недели беременности. Младенец слышит уже с первых часов жизни.
Малыш жаждет общения и игры. Вот теперь вы просто обязаны как можно больше
разговаривать и играть с ребёнком, так как в период от 0 до 1 года он
развивается в разных направлениях: движения, предметные действия, речь. Как же разговаривать с такой крохой?
От 10 дней до 1 месяца. Наклонитесь к ребенку, привлеките внимание
звучащей игрушкой, добейтесь успокоения. Ласково, певуче поговорите с малышом,
то наклоняясь, то отдаляясь. Когда малыш сосредоточится на вашем лице,
оставайтесь некоторое время неподвижны.
1 месяц. Часто
разговаривайте с малышом, но при этом перемежайте игры, вызывающие у него
оживление и повышенную двигательную активность, со спокойным разговором. В эти
моменты не трогайте ребёнка, не тормошите, разговаривайте негромко, но
оживленно, добивайтесь ответной улыбки.
2 месяца. Разговаривайте с малышом, сосредоточив его внимание на
себе. Обходите кроватку, стараясь, чтобы он поворачивал голову и следил за вами
глазами. Разговаривайте, агукайте, называйте малыша по имени, не только когда
он лежит в кроватке, но и находится на руках другого взрослого.
3 месяца. Певуче произносите гласные (а-а-а) в течение 1-2 минут.
Перекликайтесь, агукайте с малышом, сосредотачивайте внимание на себе.
Называйте ребёнка по имени, поглаживайте ему ручки и ножки, называя их.
4 месяца. Для стимуляции
лепета произносите за малышом звуки, издаваемые им, например «А-а-а», и
стремитесь к тому, чтобы ребёнок прислушивался, смотрел в лицо и сам произносил
их провторно.
5 месяцев. Для развития понимания речи (предметов) привлекайте
внимание малыша к игрушке, называйте её, произносите соответсвующее
звукоподражание: «Это собачка. Ав-ав! Собачка». Найдите ей постоянное место в
комнате. Повторите игру несколько раз. Поиграйте в «Ладушки».
6 месяцев. Для понимания речи по-прежнему привлекайте внимание
малыша к игрушке. Можно взять другую игрушку. Найдите ей другое постоянное
место и поиграйте так же, как в 5
месяцев. Меняйте местоположение игрушки после того, как малыш на вопрос «Где?»
повернёт голову в её сторону. Для стимуляции лепета оречевляйте звуки
(«Тук-тук!», «Буль-буль!»).
7 месяцев. Для развития понимания постепенно увеличивайте
количество предметов, расставленных в определённые места. Поиграйте в игру «Где
мама?» (накиньте себе на голову прозрачную плёнку: «А-а-а, вот мама!»).
Поиграйте в народные игры «Ладушки», «Гуси-гуси», «Догоню-догоню!», «Идёт коза
рогатая». Учите прощаться «До свидания! Пока-пока!» (слово+движение), понимать
инструкцию «Сядь!» (слово+движение). Для развития лепета в то время, когда
малыш лепечет, вызывайте перекличку, повторяйте те звуки, которые он
произносит, произносите новые звуки и слоги.
8 месяцев. Для развития понимания речи учите слово «Где?» находить
знакомые игрушки: «Где барабан бам-бам-бам?» и т.д.
9 месяцев. Для развития понимания речи расставьте по комнате
несколько знакомых игрушек в разные места, независимо от их постоянного
местоположения. Поставьте их по одному так, чтобы они были хорошо видны малышу.
Спросите ребёнка: «Где собачка?», «Где Ляля?», «Где барабан?». Если ребёнок
найдёт все предметы взглядом, поменяйте их местами и спросите ещё раз. К малышу
обращайтесь по имени. Увеличивайте количество понимаемых слов, показывайте и
называйте разные предметы, игрушки. Называйте окружающих взрослых и детей по
именам, вызывайте у ребёнка желание найти их. Активизируйте речь малыша:
«Скажи: дай-дай!».
10 месяцев. Для развития понимания речи продолжайте учить ребёнка
давать по вашей просьбе и находить знакомые предметы и игрушки. Для развития
обобщения показывайте и называйте предметы, имеющие одно и то же название, но
различные по внешнему виду и качеству. Например, куклы – резиновая,
целлулоидная, матерчатая: «Дай мне Лялю! Где еще ляля? Покачай Лялю». Для
активизации речи вызывайте малыша на подражание, продолжайте играть с малышом
так, как играли в 9 месяцев.
11 месяцев. Для развития понимания речи покажите малышу, как кормить игрушечную
собаку, как покачать куклу, как поводить машину. Затем попросите выполнить эти
действия без показа. Вызывайте выполнение простых поручений: «Дай», «Принеси»,
«Положи». Для активизации речи вызывайте малыша на подражание: «Скажи,
дай-дай!», «Скажи: ав-ав! (кис-кис, Ляля и т.д.)». 12 месяцев. Для развития понимания речи продолжайте знакомить малыша с предметами и
их изображениями (фото, картинки). Для
активизации речи стимулируйте у ребенка повторение слов: «Скажи, на!», «Скажи,
пока-пока!». Спрашивайте: «Кто это?», «Что это?».
Материал подготовила учитель-логопед
ГОУ Борский психологический центр Солопова Н.Б.
|