ГБОУ Борский психологический центрПятница, 17.05.2024, 09:15

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Статьи [122]
Презентации [15]
Материалы [13]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Статьи

Работа учителя в режиме психологической поддержки первоклассников в период адаптации
Если попытаться сформулировать главные идеи государственных документов, которые сегодня как никогда совпадают с мнением ученых и педагогов, то можно сказать, что в настоящее время сделан запрос не просто на человека, а на личность, обладающую целым набором качеств, к числу которых нужно отнести такие: 
– самостоятельность в принятии и выборе решений; 
– умение отвечать за свои действия и поступки; 
– способность нести ответственность за себя, за своих близких; 
– готовность действовать в нестандартной ситуации; 
– знание приемов самообучения и готовность к постоянному пополнению знаний; 
– обладание объемом ключевых и специальных знаний; 
– толерантность, т.е. понимание, что кроме собственного мнения, которое необходимо защищать и отстаивать, существуют иные, тоже имеющие право на существование. 
Жизнь в социуме – это почти всегда поиск разумных компромиссов. Понятно, что задача вырастить за годы школьной учебы личность с такими качествами очень сложно. Нынешние школьники росли в условиях резко изменившейся в сравнении с традиционными установками прежней социокультурной среды. Как правило, у детей одной и той же возрастной группы наблюдается заметное расхождение между их паспортными данными и физиологическими показателями. Естественно, далеко не одинаковы уровень развития начинающих школьников и, следовательно, степень их эмоциональной и психологической готовности к началу учебы. Сегодня нет ни одного первого класса, в который удалось бы набрать более или менее ровный контингент учащихся. 
Однако, отличаясь друг от друга, современные дети обладают целым рядом общих для них качеств. 
Первым из них можно назвать обширную, но бессистемную информированность практически по любым вопросам. Если дети 70-х годов ощущали определенный информационный голод, то сегодня через всевозможные источники дети «загружаются» информацией практически насильно. Информация эта часто носит противоречивый характер, подчас сведения по одной и той же теме взаимоисключают друг друга, что вызывает у детей состояние тревожности и неуверенности. Как это ни парадоксально звучит, возможна и полная изоляция от информации о мире. Таких детей можно назвать информационными «маугли». Они растут в закрытом для информации пространстве (в деревне, на полустанке, разъезде). 
Вторым качеством современных детей стоит назвать ощущение своего «Я» в мире, которое чаще всего рождает у них подчеркнутое чувство собственного достоинства и самоуважения, следствием чего является более свободное и независимое поведение, чем у детей прошлых лет. 
Третьим качеством надо назвать более недоверчивое отношение к словам и поступкам взрослых, чем это можно было наблюдать, скажем, полтора десятка лет назад. Поэтому взрослым надо быть психологически готовыми к тому, что не все сказанное ими будет приниматься детьми на веру. 
Четвертым признаком современных детей является, к сожалению, слабое здоровье. 
Отдельно надо отметить, что нынешние дети перестали играть в коллективные «дворовые» игры, которые им заменили телевизор и компьютер. Как следствие – дети приходят учиться, не обладая навыками общения и практически несоциализированными, то есть плохо понимающими, как вести себя в коллективе сверстников, какие существуют здесь нормы поведения. 
О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, сказано и написано довольно много. Адаптация к школе совсем нередко оказывается тяжелее самого учения. Кроме того, адаптация к школе – процесс многоплановый. 
Современные психолого-педагогические данные свидетельствуют: если к моменту поступления в школу ребенок не накопит ярких впечатлений, полезных и интересных сведений, то у него не разовьется потребность выяснить непонятное, узнать новое; у него не будет создана прочная основа для усвоения системы научных знаний в процессе школьного обучения. Обучение в школе требует от ребенка активного решения новых и непростых коммуникативных задач, обусловленных необходимостью организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемых материалов. 
Психологическая поддержка как специфический вид психопрофилактики соответствует логике личностно-развивающего обучения. Переход к такой парадигме остается во многих образовательных учреждениях лишь декларируемой ценностью, в других - реализация подхода осуществляется методом «проб и ошибок». 
Младший школьный возраст характеризуется повышенной эмоциональностью, ранимостью, восприимчивостью к деструктивным внешним влияниям. Дети в 6-7 лет часто переживают тревогу, страх и стресс, связанные с учебной ситуацией, слабо контролируют свое эмоциональное состояние и не владеют собой. Это вызывает, в свою очередь, неадекватное поведение у первоклассников: вербальную и невербальную агрессию, направленную как на себя, так и на окружающих, различные невротические реакции, реакции протеста и т.п. 
Успешная адаптация первоклассника к школе, его эмоциональное благополучие, ощущение психологического комфорта среди сверстников в большей степени зависит от учителя начальных классов, его знания и умения оказывать индивидуальный подход к детям. Именно учитель играет важную роль в формировании отношений между детьми на этапе вхождения в новый, для них коллектив. 
Важная цель воспитательной работы в первые месяцы пребывания первоклассника в школе - привить ему чувство, что его класс, школа не являются чуждой ему группой людей. Это доброжелательный, чуткий коллектив сверстников. Так как учитель для ученика - высший авторитет, то и воспитательная работа должна проводиться, прежде всего, личным примером учителя, отзывчивого, доброго человека, готового прийти на помощь без упреков ребенка в лени и нерадивости. Отношение учителя к ребенку - индикатор отношения к нему и его одноклассников. Поэтому от негативного отношения учителя ребенок страдает вдвойне. 
Следовательно, эмоционально-личностное отношение учителя к ребенку, знание его индивидуальных особенностей и умение оказать современную психологическую поддержку определяет в значительной степени психосоциальную адаптацию первоклассника к школе. 
Одним из условий адаптации первоклассника в школе является отношение социальной среды ребенка к его успехам и неудачам, причем ведущая роль принадлежит учителю, важнейшим средством включения детей в учебную деятельность, способом обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальные условия жизнедеятельности становится игра. Разумное сочетание игровой занимательности и серьезности заданий помогает первоклассникам освоить роль ученика, заниматься с интересом, быть активными на уроках. 
Что можно использовать на уроках? 
Психофизические упражнения и игры, способствующие снятию эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности; подвижные игры и игры, развивающие произвольность; 
игры-драматизации, психокоррекционные упражнения для работы с детскими страхами, отрицательными эмоциональными состояниями и переживаниями, развивающие воображение, фантазию, способность к эмпатии, выразительность мимики и движений. 
Дети приходят в школу не совсем здоровыми, им нужны упражнения, улучшающие самочувствие и не усугубляющие дефектов в их здоровье. Потребность первоклассников в игре и двигательной активности естественна и гармонична. Систематическое применение двигательных игр-разминок позволило ослабить эмоциональное и физическое напряжение детей в период адаптации к новым условиям и требованиям. 
Предложенные ниже игры и упражнения можно использовать на уроках, на переменах и на прогулках, на специально организованных занятиях. 
В начале разминки рекомендуем уделять внимание дыхательным упражнениям в сочетании с различными движениями тела, что способствует оптимизации газообмена и кровообращения, вентиляции всех участков легких, а также общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Выполнение дыхательных упражнений успокаивает и способствует концентрации внимания. 
Дышать следует в медленном ритме, дыхание должно содержать четыре равные по времени фазы: «вдох – задержка – выдох – задержка». Вначале каждая из них может составлять 2-3 секунды с постепенным увеличением до семи секунд. Движения выполняются на фазе вдоха или выдоха, во время задержек дыхания – паузы. 
Дыхательные упражнения 
«Тянемся к солнышку». Упражнение выполняется стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. На вдохе медленно поднять руки вверх, постепенно 
«растягивая» все тело, начиная с пальцев рук. Потом тянемся запястьями, локтями, плечами, мышцами грудного отдела, поясницей и ногами, но без особого напряжения и не отрывая пяток от пола. Задержав дыхание, кончиками пальцев рук тянемся к солнышку. Выдохнуть, опуская руки, расслабиться. 
Гимнастика. Первый комплекс (гимнастика сосудов головного мозга) 
1. Повороты и наклоны головы вправо-влево, вверх-вниз. 
2. Массаж плечевого пояса и кожи головы. 
3. Поднять плечи, расслабленно «сбросить» вниз. 
Второй комплекс – гимнастика для глаз (упражнение выполнять, не поворачивая головы, сидя на стуле) 
1. Глаза закрыть. Открыть и посмотреть вверх – вниз (пол – потолок). 
2. Смотреть вправо – влево (строго горизонтально). 
3. Смотреть в правый верхний угол, затем – в левый нижний. 
4. Вращать глазами по часовой стрелке и против нее (каждое упражнение выполняется не менее 5 раз). 
Эта гимнастика позволяет снять утомление глаз, нервной системы, надолго сохранить хорошее зрение. 
Этюды на физическое восстановление. 
Приводимые ниже упражнения предназначены для обучения приемам расслабления детей при истощении нервной системы, повышенной возбудимости, ощущении чувства страха, истерической реакции. 
«Штанга». Ребенок имитирует поднятие тяжелой штанги, потом бросает ее на «помост». 
«Солнышко и тучка» (на напряжение и расслабление мышц туловища). Солнце зашло за тучку, стало свежо… Сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки. Жарко… Расслабиться так, будто тебя разморило на солнышке (на выдохе). 
Самомассаж 
Упражнения могут выполняться в положении сидя или лежа. 
«Ушки». Уши растираются ладонями так, как будто они замерзли; разминают три раза сверху вниз по вертикали; возвратно-поступательными движениями ушки растираются в другом направлении и по горизонтали (пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед). Затем уши закрыть ладонями, пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз. Это упражнение тонизирует кору головного мозга, уменьшает ощущение шума в ушах, ослабляет головную боль и головокружение. 
Подвижные игры с элементами спорта 
Чаще всего первоклассники видят в сверстниках не партнеров по совместной игре, а конкурентов. По этой причине часто возникают конфликты. В процессе подвижных игр дети должны чувствовать свою принадлежность к команде. В их поведении проявляется истинная произвольность, их поведение «обязано» подчиняться целям коллектива. Например, не кто-то один хочет играть с мячом и попадать им в ворота – его действия должны служить успеху всей команды. 
В подвижных играх с элементами спорта соподчинение и согласование действий участников происходит в соответствии с правилами, которые носят сложный характер, а роли имеют характер игровых функций. Комплексное воздействие средств физического воспитания на детей способствует, кроме того, и формированию личностно значимых качеств. 
Развивающие игры 
«Четыре стихии» (цель игры – развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализаторов). Играющие садятся в круг. Ведущий договаривается с ними: когда он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» – вытянуть руки вперед, слово «воздух» – поднять руки вверх, «огонь» – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибся, тот проиграл. 
Чрезвычайно важна тактика педагога: она не должна быть жесткой, авторитарной, бескомпромиссной. Неприемлемы угрозы, наказания, насмешки, особенно по отношению к «проблемным» детям. Негативное отношение педагога формирует у ребенка чувство неполноценности, неуверенности, тревожности. 
Таким образом, начальный этап школьной жизни, когда происходит адаптация детского организма к новым для него условиям, требует «больших затрат». Обычные виды деятельности становятся серьезным испытанием для всех физиологических систем ребенка. Если работоспособность ребенка не снижается, здоровье его не ухудшается, поведение адекватно ситуациям, установлен контакт с одноклассниками и учителем, можно говорить о том, что ребенок благополучно прошел период адаптации. Если же он чрезмерно возбужден, агрессивен, или, наоборот, вял, не хочет идти в школу, плохо ест и спит, бейте тревогу! 
Интенсивность изменений, происходящих в детском организме в период адаптации, можно сравнить с ситуацией воздействия экстремальных условий на взрослого человека. Если учителя волнует развитие детей и успехи каждого ученика, учитель обязательно будет соблюдать правила по отношению к учащимся с различной нервной системой. 
По отношению к учащимся со слабой нервной системой рекомендуется соблюдать следующие правила: 
- не ставить их в ситуацию, вынуждающую давать быстрый ответ на неожиданный вопрос; 
- не требовать пересказывать только что усвоенный материал, лучше отложить опрос на следующий урок; 
- формировать у детей уверенность в своих силах; обязательно поощрять за старание, даже если результат далек от желаемого; 
- осторожно оценивать неудачи таких учеников; 
- в минимальной степени отвлекать этих учеников от работы, создавать им спокойную обстановку; 
- учить умению переживать неудачу. 
Тактика по отношению к детям с сильной нервной системой: 
- разрешать делать непродолжительные перерывы в работе, практиковать смену видов деятельности; 
- тренировать усидчивость, помогать учиться терпению; 
- направлять их на поиск других способов работы, чередовать задания разных типов. 
При работе с инертными детьми: 
- не требовать от них немедленного включения в деятельность – их активность возрастает постепенно; 
- помнить, что эти дети не могут активно работать с разнообразными заданиями; 
- не требовать быстрого изменения неудачных формулировок при устных ответах – этим ученикам необходимо время на обдумывание; 
- не спрашивать этих учеников в начале урока, так как они с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации; 
- избегать ситуаций, когда нужно получить быстрый ответ на неожиданный вопрос; 
- в момент выполнения этими детьми заданий не отвлекать их. 
Дети, отличающиеся медлительностью, могут «выпадать» из высокоскоростной работы и вследствие этого переживать отрицательные эмоции. Отчасти это можно снимать похвалой, подбадриванием, поддержкой детей во время их работы и в процессе самостоятельной работы с учебником. 
Если мы сегодня серьезно задумаемся над новым качествами современных детей, приняв во внимание то, что в жизни детей сегодня отсутствует, неизбежен вывод: необходимо переосмысление многих привычных постулатов образования и переход к иной системе психолого-педагогических принципов. Особого внимания заслуживает доброжелательная тональность уроков, и это оказывается тем более значимым при высоких темпах учебной работы. 
То, по какому пути пойдет развитие школьника в ближайшие годы, будет ли в период адаптации заложен социальный и интеллектуальный фундамент его дальнейшего успешного обучения или с приходом в школу ребенок попадет в чужой, непонятный и, следовательно, враждебный ему школьный мир, во многом зависит от профессиональной и личностной зрелости педагогов, воздействующих на ребенка. 

Любовь Рыбак, педагог-психолог 
(за основу взяты материалы с сайта Областного института повышения квалификации педагогических работников, 
http://www.edu-eao.ru,  iuu@on-line.jar.ru и материалы ИНТЕРНЕТ)
Категория: Статьи | Добавил: referent (07.09.2012)
Просмотров: 1581 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Полезные ссылки
Федеральная целевая программа развития образования

Министерство образования и науки Самарской области

Министерство образования и науки РФ

Модернизация общего образования

Образование и наука Самарской области

Электронный мониторинг

Система мониторинга образования Самарской области

Информационная система комплексной оценки безопасности и готовности к новому учебному году инфраструктуры системы образования

Дискуссионный клуб Министерства образования и науки РФ

Друзья сайта
  • ГБОУ ДПО "Региональный социопсихологический центр"


  • Copyright Борский психологический центр © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz