ГБОУ Борский психологический центрПятница, 17.05.2024, 08:34

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Статьи [122]
Презентации [15]
Материалы [13]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Статьи

Развитие навыков общения у детей с ОВЗ
Развитие навыков общения у детей с ограниченными возможностями здоровья в совместной деятельности в группе «Играем вместе» в условиях Кабинета ранней диагностики  
 
С самого рождения ребенок испытывает потребность в общении с окружающими людьми. Ребенок растет, и эта потребность увеличивается. Младенцу достаточно для общения родителей и узкого круга родных и знакомых. С 2-3 лет ребенок стремится играть с другими детьми. Однако невозможно представить себе процесс социализации ребенка без опыта общения с другими детьми.
Во взаимодействии со сверстниками ребенок усваивает разные формы и правила поведения, учится общаться с другими детьми, добиваться того, что он хочет, и учитывать желания других. Во время общих игр происходит развитие эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, ребенок учится подражать другим, осваивает новые действия, игры, увеличиваются активный и пассивный словарь, развиваются коммуникативные навыки.
У детей с нарушениями развития большинство психических функций формируются с запаздыванием, в том числе и навыки общения. Развитие общения у ребенка, имеющего какие-либо отклонения, может качественно отличаться от развития в норме. Часто «особому» ребенку трудно установить эмоциональный контакт даже с родными, а тем более с другими детьми и взрослыми. Навыки взаимодействия и общения, которыми в норме ребенок овладевает сам, у «особого» ребенка могут сформироваться только в результате специальной работы. Поэтому специалисты Кабинета ранней диагностики ГБОУ Борский психологический центр специально организовали совместную деятельность «родитель-ребенок-педагог» «Играем вместе», в которой ребенок может увидеть других детей, начать подражать им, научиться взаимодействовать, соблюдать правила поведения. 
В Кабинете ранней диагностики реализуется комплексный подход: с каждым ребенком работает многопрофильная команда – это педиатр, психиатр, психолог, логопед, воспитатель. Также активными членами команды являются родители ребенка. Каждый участник команды вносит свой вклад в общую работу – разные специалисты по-своему видят проблемы ребенка и потенциал, который позволяет их преодолеть.
Работая с ребенком, имеющим нарушения развития, мы стремимся к тому, чтобы он стал активным членом общества, научился жить не в искусственной среде (как это бывает, когда детей с нарушением в одной сфере собирают в одном специальном детском саду или школе), а в обычном социуме, в котором живут самые разные люди. Большинство наших детей в силу тяжести нарушений не только не способны ходить в коррекционный детский сад, но и просто оказываются изолированы дома.
Главная цель совместной деятельности в группе «Играем вместе» - дать каждому ребенку возможность получить опыт взаимодействия с другими детьми, освоить разные формы такого взаимодействия и, таким образом, почувствовать себя частью коллектива. В группе «Играем вместе» решаются как общие задачи, направленные на социальное и эмоциональное развитие ребенка, так и специфические, непосредственно связанные с особенностями нарушений в развитии детей, входящих в нашу группу.
В группе «Играем вместе» занимаются дети от 2 до 8 лет с нарушениями в различных сферах:
·         нарушения двигательного развития: от недостаточности зрительно-моторной координации или слабости двуручной деятельности до нарушений опорно-двигательного аппарата, выраженных ограничений самостоятельных движений, поддержания позы;
·         нарушения эмоционального развития: от повышенной тревожности и страхов до тяжелых форм раннего детского аутизма;
·         нарушения речевого развития: от недостатков произношения до невозможности использования речи как средства коммуникации;
·         нарушения познавательного развития: от слабости памяти или повышенной отвлекаемости до тяжелых интеллектуальных нарушений.
Многие наши дети имеют множественные нарушения развития.
При формировании группы мы учитываем разные факторы:
1.      Необходимость решения сходных задач для детей с различными нарушениями. Для одних детей ставятся задачи развития двигательной сферы, для других – познавательной, для третьих актуальной задачей является преодоление страхов и развитие собственной игры.
2.      Возраст детей: мы учитываем не только паспортный, но и психологический возраст, которые могут не совпадать. Например, мальчик Никита, 4 года (диагноз: ДЦП, ЗПРР). Задачи эмоционального развития для мальчика были аналогичны задачам, которые мы ставили для детей более младшего возраста. Хотя его собственные двигательные возможности  сильно ограничены, он с интересом наблюдает за другими детьми, эмоционально включается в общую деятельность.
3.      Темп деятельности разных детей. Для одних детей характерен низкий темп – они долго не могут начать выполнять даже знакомое и хорошо освоенное действие, а тем более долго включаются в новое для них задание. Другие дети, наоборот, быстро включаются в работу, могут выполнить нужное действие или задание, но при этом быстро истощаются, теряют интерес к деятельности, если она продолжается долго.
          В нашей группе дети разные по темпу деятельности и поэтому специалистам сложно подобрать такую общую деятельность, в которой могли бы участвовать все. Поэтому в группе «Играем вместе» совместную деятельность организовывают два педагога – психолог и воспитатель, которые поочередно меняют друг друга в разных видах деятельности, при этом помогают детям, испытывающим трудности (удержание позы, умение держать предмет, выполнение необходимых движений руками ребенка).
         Игры и упражнения педагоги подбирают в зависимости от возможностей понимания детей и преобладающих в группе проблем.
Основные составляющие совместной деятельности группы «Играем вместе»:
  • приветствие (игровой персонаж здоровается с каждым ребенком, называя его по имени, ладошкой, локотком, плечиком, обнимает…)
  • пальчиковые игры;
  • ритмические игры;
  • сенсорные игры;
  • игры по правилам;
  • прощание (игровой персонаж прощается с каждым ребенком, называя его по имени).
          Таким образом, посещение группы «Играем вместе» может стать для ребенка одной из ступенек на пути к выходу в широкий мир, в котором он будет жить и общаться. Для каждого ребенка, который посещает Кабинет ранней диагностики мы создаем такую интегративную среду, которая готова принять ребенка с любыми особенностями. В такой среде ребенок с нарушениями развития может найти понимание и поддержку, а также интересную деятельность, в которой ему захочется участвовать. Это позволит ему самому также сделать шаг навстречу другим людям.
         При составлении игровой деятельности специалисты использовали методическую литературу Центра лечебной педагогики г. Москвы «Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии Круг» под редакцией Зарубиной Ю.Г., Константиновой И.С.

Елена Бутырина, воспитатель
Категория: Статьи | Добавил: Admin (20.06.2012)
Просмотров: 3481 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Полезные ссылки
Федеральная целевая программа развития образования

Министерство образования и науки Самарской области

Министерство образования и науки РФ

Модернизация общего образования

Образование и наука Самарской области

Электронный мониторинг

Система мониторинга образования Самарской области

Информационная система комплексной оценки безопасности и готовности к новому учебному году инфраструктуры системы образования

Дискуссионный клуб Министерства образования и науки РФ

Друзья сайта
  • ГБОУ ДПО "Региональный социопсихологический центр"


  • Copyright Борский психологический центр © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz