ГБОУ Борский психологический центрЧетверг, 02.05.2024, 10:30

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Статьи [122]
Презентации [15]
Материалы [13]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Статьи

Развитие слухового внимания.
Овладение речью – это сложный, многосторонний процесс. И появление речи, и развитие речи зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, зрение, артикуляционный аппарат ребенка достигают определенного уровня развития.
В настоящее время многие родители жалуются на то, что дети «не хотят говорить», «совсем не разговаривают», а также, многочисленные исследования специалистов подтверждает этот печальный факт - высокий уровень задержки речи у детей нынешнего поколения. Почему это происходит? Многие родители объясняют это тем, что ребенок «плохо слушает», «ленится говорить». На самом деле причин этого множество (генетическая предрасположенность, неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, длительные или стремительные роды, сложный постнатальный период, увеличенное внутричерепное давление, воздействие сильных медицинских препаратов, вялость мышц рта и артикуляционного аппарата, крайне неблагоприятная обстановка в семье).
Но мне хочется остановиться на одной, которую часто создаем мы (родители) сами: одной из важных причин возникновения задержки речевого развития является чрезмерная слуховая и зрительная загруженность, то есть постоянное воздействие на психику ребенка технических средств (компьютера, телевизора и т.п.) в виде звукового и зрительного фона. Если его постоянно окружают говорящие люди, в квартире все время работают телевизор, компьютер, радио и другие источники звуков, малыш не будет реагировать на речь, обращенную непосредственно к нему. Кроме шумных игр у ребенка должны быть и тихие минуты. Следует помнить о том, что развитие речи тесно связано с развитием слуха. Поэтому чрезмерное увлечение новейшими технологиями негативно сказывается на развитии ребенка, формировании его личности.
Развитие слуха является очень важным аспектом, так как умение «слушать и слышать» формирует правильное звукопроизношение, закладывает основы правильного грамматического строя речи, является средством развития личности в целом. Поэтому развитие слухового восприятия и памяти следует начинать с детьми раннего возраста.
Первоначально можно провести обследование слуха (скрининг) ребенка, чтобы исключить нарушения слуха. Для этого следует обратить внимание:
- различает ли ребенок голоса окружающих его взрослых;
- есть ли интерес к звучащим игрушкам (предметам);
- реакция на крик, на громкие, резкие звуки;
- выполняет ли ребенок простейшие поручения, просьбы;
- воспринимает ли ребенок тон взрослого (ласковый - сердитый);
- отметить голосовые возможности ребенка (слишком тихий или громкий);
- плохое восприятие шепотной речи на расстоянии 6 метров (норма для ребенка в 1,5- 1,9 года);
Слух состоит из двух компонентов: слухового восприятия и слуховой памяти. Слуховая память – это речевые и неречевые звучания (шумы природы, бытовых предметов, голосов животных, людей), музыкальная память. По этим направлениям следует проводить работу с детьми.
Для развития речевого и неречевого слуха необходимо проводить комплексную, систематическую, последовательную работу с привлечением дидактического и наглядного материала (предметных картинок, раздаточного и словарного материала).
Направления формирования слухового восприятия
Дети до 1 года
Убедившись, что ребенок здоров, можно заняться формированием слухового восприятия:
•Развитие слухового и зрительного сосредоточения на звучащем предмете;
•Различение интонации взрослого (ласковый, строгий=сердитый);
•Слушание музыкальных произведений разного характера (веселая, бодрая, быстрая, грустная, медленная);
•Развитие понимания речи (с 5 месяцев фиксировать взгляд на предмете с определенным звуком, находящемся постоянно на одном и том же месте. Далее - игры усложняются.).
Дети от 1 года до 2 лет
В основе овладения умениями в этом возрасте лежит подражание, которое вызывается на эмоционально-положительном фоне:
•Угадывание направления звука;
•Узнавание неречевых звуков;
•Различение громкого и тихого звучания, ритма;
•Формирование фонематического компонента;
•Развитие понимания инструкций и выполнения поручений;
•Развитие слухового внимания (понимание долготы звучания).
Дети от 2 до 3 лет
Работа по формированию слухового внимания, восприятия, памяти проходит поэтапно с постепенным усложнением:
•Различение звучащих игрушек (по продолжительности, высоте, силе звучания);
•Угадывание неречевых звуков (узнавать и различать звуки по способу воспроизведения, по темпу, ритму, силе звучания);
•Различение громкого и тихого звучания (умение слушать и слышать, т.е. реагировать на слово, как на сигнал; различать качества человеческого: тембр, силу, интонации, темп, ритм, высоту звучания);
•Формирование фонематического компонента (способность воспринимать и различать звуки речи).
Дети от 3 лет и старше
Работа по развитию речевого слуха:
•Различение звучащих игрушек, угадывание неречевых звуков, различение громкого и тихого звучания (усложнение за счет количества предметов, более тонкая дифференциация близких по звучанию предметов);
•Развитие восприятия и различения звуков речи, звукосочетаний, слогов, слов, близких по звучанию (отличающихся одним или несколькими звуками).
Основным залогом успеха в работе по развитию слухового восприятия и памяти с детьми раннего возраста является проведение занятий в игре с частыми сменами видов деятельности. Необходим яркий эмоциональный фон, красочные пособия и материалы, положительный настрой, который позволяет взрослому удерживать кратковременное внимание малыша. Игры можно усложнять и упрощать по мере необходимости.
При планомерной совместной деятельности с детьми раннего возраста значительно:
•повышается уровень речевого и неречевого слуха детей;
•облегчается выработка условной двигательной реакции на звучание различных музыкальных инструментов;
•повышается уровень познавательной активности детей.
Следствием этого является возникновения желания самостоятельного говорения, пробуждения речевой активности каждого ребенка.

Учитель-логопед Солопова Н.Б.
Категория: Статьи | Добавил: мастер (31.03.2012)
Просмотров: 1770 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Полезные ссылки
Федеральная целевая программа развития образования

Министерство образования и науки Самарской области

Министерство образования и науки РФ

Модернизация общего образования

Образование и наука Самарской области

Электронный мониторинг

Система мониторинга образования Самарской области

Информационная система комплексной оценки безопасности и готовности к новому учебному году инфраструктуры системы образования

Дискуссионный клуб Министерства образования и науки РФ

Друзья сайта
  • ГБОУ ДПО "Региональный социопсихологический центр"


  • Copyright Борский психологический центр © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz