Роль групповых форм работы при осуществлении инклюзивного обучения
Главное требование к современному образованию заключается в том, что оно должно стать гуманистически ориентированным, рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личности. При таком подходе любые формы, методы, технологии образования являются не самоцелью, а должны рассматриваться в контексте одной из основных задач образования – обеспечения максимально благоприятных условий для саморазвития и адаптации. Распространение в нашей стране процесса инклюзии – включения детей с ограниченными возможностями психического и / или физического здоровья в образовательные учреждения вместе с их обычными сверстниками – является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с законодательством РФ. Инклюзивное обучение предполагает повышение качества жизни особого ребенка и его семьи, при этом, не изменяя в худшую сторону качество жизни других участников образовательного процесса. В результате образование оказывается акцентированным на то, чтобы помочь ребенку с ОВЗ осознать и обогатить своё «Я», найти своё место и определить свою социальную роль в отношениях с внешним миром. Современная государственная система образования предполагает создание таких условий, при которых особый ребенок со специальными образовательными потребностями получит возможность реализации своих возможностей. Включение таких детей в социально-культурную и общеобразовательную среду представляет на настоящий момент актуальную проблему не только педагогики, но, и психологии, и социологии. Кроме того, объединение в едином социальном и образовательном пространстве обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет решить ряд общепедагогических, социальных и гуманистических задач и касаться это будет всех участников учебного процесса. Научная и педагогическая практика убедительно показали, что ребенок с особыми образовательными потребностями, с младенчества попадая в сообщество здоровых сверстников, продвигается вместе с ними и достигает более высокого уровня, как развития, так и социализации. Возможности и методики инклюзивного образования могут работать на всех детей. Образовательная среда инклюзивной школы формирует у всех детей убеждённость в ценности образования для достижения жизненного успеха, толерантное отношение к людям в чём-то отличающихся от большинства, умение сопереживать и помогать тому, кто рядом, кто в этом нуждается, проявлять лучшие свои человеческие качества в конкретной повседневной практической деятельности. Групповые формы работы, на мой взгляд, являются основными формами взаимодействия с учащимися с ОВЗ, особенно, если речь идет о социализации. Групповая и коллективная работа – это процесс взаимного обучения учащихся, совместного поиска путей решения тех или иных задач, поставленных на уроке. Групповые виды работ делают практически любой урок, занятие более интересным, живым, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. Обучению групповой форме взаимодействия необходимо начинать с первых дней пребывания ребенка в школе. Именно в это время закладываются навыки взаимопонимания, ''клише'' для выражения своего мнения, согласия или несогласия. Необходимо готовить детей к тому, что им предстоит вступать в диалог и в спор. Цель первого года обучения – создание детского коллектива на основе эмоционального стремления к совместной деятельности. Дети в группы могут распределяться по желанию, на основе психологической совместимости, но процесс формирования групп педагог может взять и на себя, все будет зависеть от достаточно большого количества причин. В процессе взаимодействия в группах дети учатся общаться друг с другом, учатся работать в парах, учатся взаимодействовать. Каждый выполняет индивидуальное задание и делится своим успехом с одноклассником. В задачу педагога входит наблюдение за эти процессом и оказание определенной помощи, но при условии, что эта помощь действительно необходима. Уже при работе парами дети приучаются внимательнее слушать ответ товарища (ведь ребенок выступает здесь как учитель), постоянно готовятся к ответу. Кроме того, ученик с ОВЗ получает возможность еще раз проверить и закрепить свои знания пока слушает соседа. Такая работа учит ребят и сочувствовать тем, ко с трудом справляется с заданием, или не справляется совсем. Они стараются объяснить непонятное товарищу. Такой прием учит взаимодействовать, развивать навыки коммуникативного общения, личностные качества, повышает самооценку. Позже можно начать первые попытки дифференциации. Дети с нормой развития выступают в роли консультантов, в роли учителя. Дети учатся брать на себя разные социальные роли. Есть категория детей, которая просто является наблюдателями. Привыкнув к ситуации, в последующем, они также включаются в работу. При оценке работы группы желательно подчеркивать не умение быстро и правильно читать, писать думать и т.д., а необходимо акцентировать внимание на том, насколько дети терпимы, насколько они готовы оказать помощь и оказывают ее. В процессе коллективной работы особое внимание необходимо обращать на то, как дети сидят; внимательны ли они или отвлекаются; как ведут себя: живо или апатично; сфокусировано ли внимание на заданной проблеме или есть посторонние обсуждения; слушают ли друг друга; вовлекаются ли в работу ученики с ОВЗ; демонстрируются ли в ходе работы уважение, доброжелательность, готовность к сотрудничеству. В конце урока необходимо организовывать обсуждение результата работы групп. Такие обсуждения сплачивают группу, учат делать выводы и обобщения, развивают мыслительные процессы: внимание, память, мышление. Работа в группах очень интересна всем детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Подводя итог, можно сделать вывод о том, что коллективная работа в малых группах учит детей не только взаимодействовать друг с другом, она способствует наиболее качественному усвоению учебного, программного материала, дает положительную динамику в развитии мнестических функций, создает возможность наиболее успешной социализации. А именно это и является одной из основных задач инклюзивного обучения.