ГБОУ Борский психологический центрПятница, 17.05.2024, 09:56

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Статьи [122]
Презентации [15]
Материалы [13]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Статьи

Теория оптимизма: всё зависит от тебя!
Отчего у людей появляются проблемы, и почему кто-то решает их быстро и идет по жизни дальше, а кто-то находится в них долгое время и ходит, как говорят, по замкнутому кругу? 
Ответ на этот вопрос находится здесь!
Что такое рациональные и иррациональные суждения?
Американский психотерапевт Альберт Эллис разработал концепцию рационально - эмотивной терапии (РЭТ), в которой выделяет убеждения, ведущие, по его утверждению, к возникновению эмоциональных проблем (срывов, невроза, депрессии и др.).
Суть ее состоит в следующем.
Фактически все люди хотят быть счастливыми:
•сами по себе;
• в общении с другими людьми;
•интимно, с некоторыми избранными другими людьми;
•в сфере информации и образования;
•профессионально и экономически;
•в сфере отдыха и развлечений.
Рациональная жизнь включает в себя мышление, чувства и поведение, осуществляемые таким образом, что они способствуют достижению выбранных целей, в то время как нерациональность подразумевает мышление, чувства и поведение, препятствующие достижению поставленных целей. Рациональная жизнь подразумевает поддержание разумного баланса между удовольствиями «здесь и теперь» и удовольствиями более длительного действия, получаемыми за счет дисциплины в настоящем.
Иррациональные убеждения ведут к возникновению эмоциональных проблем. Наиболее важные из них – это убеждения в том, что человеку необходимы одобрение и любовь со стороны всех, с кем ему, так или иначе, приходится считаться, и убеждение в том, что человек, состоявшийся как личность, должен всегда вести себя адекватно, быть со всеми компетентным, а также быть способным всегда добиваться любых поставленных перед собой целей. Эти убеждения явно нелогичны и действуют на личность разрушительно, поскольку ведут к эмоциональным расстройствам всякий раз, когда нам отказывают в одобрении и любви или когда мы терпим неудачу в каком-либо начинании. Но ведь такие случаи абсолютно неизбежны и совершенно обычны, поэтому приверженность иррациональной системе убеждений – это гарантия бесконечных разочарований.
Определить рациональное и иррациональное суждение можно по следующим признакам:
Признаки рационального суждения: истинность и подтверждение опытом (например: Все предметы, ничем не поддерживаемые, падают вниз.), относительность (например: Оценку четыре по пятибалльной шкале на экзамене кто-то посчитает отличной, а кто-то удовлетворительной. Хотя сама четверка - только цифра и лишь наши суждения по ее поводу ведут к тому, что мы или печалимся, или радуемся, умеренность, то есть без крайних эмоций, рациональные суждения помогают достичь цели.
Признаки иррационального суждения: неистинность (например: «Я не переживу, если не сдам экзамен»), категоричность («Я должен…», «Мне должны…», «Мир должен…»), сопровождается эмоциональными нарушениями (бурные слезы или смех, яростный гнев и т. п.), иррациональные суждения не помогают достичь цели. Иррациональные суждения: развиваются до катастрофических размеров («Я не переживу…»), включают элемент долженствования «Я должен, обязан, мне должны!», включают элемент оценки («Хорошо – плохо; правильно – неправильно»).
Важным здесь является то, что информация из внешнего мира, полученная нами, не влияет на нашу реакцию, выраженную через эмоции и поведение. На чувства и поведение влияет исключительно наше суждение по поводу полученной информации.
Суждения, которые способствуют проявлению неадекватного поведения, или неконструктивных эмоций связаны с такими критериями оценки событий, как «это плохо; я должен, обязан, мне должны, обязаны; это ужасно, я ничего не стою; я глупый и т. п.». Часто такие суждения способствуют нарушению душевного равновесия, которое является результатом следования установке «Я должен преуспеть и добиться одобрения всеми моих действий…». Обычно люди, имея такую установку, думают о себе как о неполноценных и недостойных личностях и ощущают себя таковыми тогда, когда они действуют не так хорошо, как, по их мнению, они должны были действовать.
А. Эллис расценивает это качество как чрезмерную претензионность, стремление быть богоподобными, поскольку люди, предъявляющие к себе повышенные требования, желают быть особенными, совершенными, выдающимися, в общем, сверхлюдьми. Затем они двигаются дальше к иррациональным убеждениям (одному, или сразу двум): «Другие должны быть со мной внимательны и любезны…», «Условия, в которых я живу, должны быть такими, чтобы я получал фактически все, что хочу, причем быстро и легко…». Нагнетание страха и «болезнь», которую можно назвать «Я не могу этого выдержать», являются производными таких установок. В основном, при нарушении душевного равновесия, люди настаивают таким образом: «Моя жизнь должна быть легкой, я должен быть совершенным человеком, условия жизни должны быть всегда благоприятными для меня, а люди всегда должны всегда соответствовать моим взглядам и угождать мне, мне, мне, мне!».
Что же делать с иррациональными суждениями? Их следует заменять рациональными и вырабатывать эффективную жизненную философию.
Итак, очевидно: хорошая или плохая ситуация, в которой мы находимся – исключительно предмет наших суждений. Если у человека есть проблема, значит, его взгляд на жизнь нерационален, и ему необходимо обозначить свое иррациональное суждение, обсудить его и переработать в рациональное, т. е. найти альтернативу и принять новую жизненную философию. Причем, есть большая разница между: «выбросить» проблему из головы, не думать о ней, не реагировать на что-то и изменить суждение, что означает разобраться в проблеме, понять ее.
Но вернемся к эффективной философии жизни. От чего она зависит?
Ответ таков: от нашего отношения к жизни, которое может быть как позитивным, так и негативным.
Американский социолог Поль Вайнцвайг в своей книге пишет: «Отношение – это предрасположение к мысли, чувству или действию, направленное в определенное русло. Слово «отношение» происходит от латинского apere, что означает прикреплять, или присоединять. И действительно, наше отношение является тем фактором, который привязывает нас к нашей судьбе – к каким-то конкретным людям, ситуациям и последствиям. Позитивное отношение (любовь, оптимизм, мужество) придает нам силы для освобождения из застенков условностей. Негативное же отношение (подозрительность, страх, сомнение, зависть) обладает не меньшей силой, но направленной на несбыточность наших надежд и ограничение круга наших возможностей. Руководствуясь чисто физическими законами, можно сказать, что позитивное отношение делает из человека причину, а негативное – следствие. В отношениях заложены мощные силы, определяющие саму природу человеческого бытия. Отношение к жизни – как руль корабля, от которого зависит, куда плывет этот корабль. Главная проблема как раз и состоит в том, что люди в большинстве своем не имеют об отношениях никакого представления. До тех пор, пока наши отношения скрыты в области подсознания, человек не может управлять ими. Возвращаясь к сравнению с кораблем, можно сказать, что человек с глубоко запрятанными в подсознании отношениями похож на судно, где нарушена связь между рулем и штурвалом. Штурвал в данном случае олицетворяет наши мысли, чувства и действия, в то время как руль – наши отношения, нашу ориентацию в жизни. Без ясного, четкого и честного осознания наших отношений все попытки повернуть штурвал наших мыслей и чувств, обречены на неудачу».
Итак, наше отношение к жизни, к самим себе, к другим людям – это то, что направляет корабль нашей жизни, определяет его путь, причем позитивное отношение позволяет нам самим прокладывать этот путь, быть хозяином своей жизни, негативное – ставит нас в зависимость от других людей и обстоятельств.
Люди, имеющие негативное отношение к жизни, ведущее их к неуверенности в себе, часто придерживаются следующих взглядов:
1.Всегда и везде жди от себя только неприятностей (больших и маленьких).
2.Если на тебя неожиданно свалится успех, сделай всё, чтобы его не замечать, или, уж если это совсем невозможно, убеждай себя и всех вокруг, что это, конечно же, случайно, по ошибке и скоро всё кончится.
3.Будь во всём последовательным и принципиальным. Ни за что и никогда не меняй своих решений и не отступай от своих принципов.
4.Выбери одно из двух – или придерживайся чужих советов, или действуй напролом, как придётся. Самое главное – не обращай внимания на то, что в действительности происходит.
5.Изо всех сил уклоняйся от возможностей проверить себя, свои способности. Избегай трудных ситуаций.
6.Со страстью занимайся коллекционированием своих бед и неприятностей. Холь и лелей каждую, ни об одной не забывай. Относись к каждой из них, как к своему личному достоянию.
7.Побольше занимайся самооправданиями. Помни, поиск самооправдания и того, на кого можно свалить вину, - одно из основных интеллектуальных занятий истинного неудачника. Во всех случаях задавай вопрос «Кто виноват?», и никогда «Что делать?».
8.Относись ко всему как можно серьёзнее. Не позволяй себе легкомысленного взгляда на вещи.
9.Рассматривай каждый неуспех как окончательное поражение, которое окажет решающее влияние на всю вашу дальнейшую жизнь.
10.Избегай любви к себе!
Позитивный и негативный настрой мыслей действуют как своего рода магнит, притягивая к их хозяину положительные или отрицательные события.
Как-то газета «Комсомольская правда» написала об интересном открытии, сделанном американскими нейробиологами:
«10-летние исследования специалистов, которыми руководил профессор психологии, директор лаборатории нейробиологии эмоций Университета города Мэдисон (штат Висконсин, США) показали, что счастье находится в левом полушарии мозга. Такие замечательные свойства, как умение радоваться жизни, оптимизм, бодрость и надежда хранятся в левом полушарии мозга. В правом же содержаться грусть, разочарования и сожаления. Поэтому у всех пессимистов и скептиков доминирует правое полушарие, а оптимистов – левое. Но оказывается, что людей с доминирующим левым полушарием – всего 30 процентов. И для ученых это открытие было неожиданным. Ведь в последние 50 лет психологи самых разных направлений сосредоточили все свое внимание на угнетенных состояниях сознания: депрессиях, фобиях, унынии. Но вдруг столкнулись с необычной проблемой: пациент, которого по всем статьям излечили от депрессии, по-прежнему не был в состоянии ощутить радость жизни, потому что не умел этого делать. И чтобы узнать причины, по которым люди способны ощущать удовлетворенность жизнью, в последнее время внимание исследователей многих стран направлено именно на счастливых людей. Почему на одни и те же ситуации разные люди реагируют по-разному? Один человек не ломается под ударами судьбы, в то время как другой из-за какой-нибудь ерунды готов впасть в депрессию? Оказалось, что вопреки природе можно воспитать в себе оптимиста. Это подтверждают опыты, которые проводились на несчастных добровольцах (их «несчастность» была подтверждена обследованием в Висконсинском университете, заключавшемся в считывании сигналов мозга испытуемых, в то время, как они испытывали те или иные чувства. Исследование показало, что активность зоны удовольствия у них была более, чем недостаточной). В течение месяца добровольцев попросили выполнять задания, стимулирующие ощущение счастья. Для этого они:
1.Каждый день делились с кем-нибудь из своего окружения приятной новостью;
2.Делали физические упражнения по 20 минут в день;
3.По 2 минуты в день улыбались себе в зеркало, тренируя «мышцы счастья»;
4.По 10 минут в день проводили аутотренинг по полной релаксации;
5.На третьей неделе они каждый день по 30 минут занимались любимым делом;
6.На четвертой неделе каждый вечер ходили на танцы.
В итоге, после повторного сканирования мозга добровольцев, оказалось, что характер мозговой активности поразительно изменился: кривая функции счастья резко поползла вверх. Таким образом, тренируя свой мозг, даже обреченному неудачнику можно превратиться в счастливого человека».
А известный певец Плачидо Доминго утверждает, что для того, чтобы быть счастливым, необходимы всего две вещи: заниматься любимым делом и помогать людям.

Источник: http://"Тренинг уверенности в себе"

Ольга Коваль, педагог-психолог
Категория: Статьи | Добавил: Admin (20.06.2012)
Просмотров: 880 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Полезные ссылки
Федеральная целевая программа развития образования

Министерство образования и науки Самарской области

Министерство образования и науки РФ

Модернизация общего образования

Образование и наука Самарской области

Электронный мониторинг

Система мониторинга образования Самарской области

Информационная система комплексной оценки безопасности и готовности к новому учебному году инфраструктуры системы образования

Дискуссионный клуб Министерства образования и науки РФ

Друзья сайта
  • ГБОУ ДПО "Региональный социопсихологический центр"


  • Copyright Борский психологический центр © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz