Цель: развитие знаний и навыков педагогов в профилактической работе зависимости от ПАВ у детей и подростков. Задачи: 1. Расширение представлений педагогов по вопросу профилактики зависимости от ПАВ у детей и подростков. 2. Обогащение личностного практического опыта в профилактической работе зависимости от ПАВ у детей и подростков. Оборудование: подготовленные анкеты САН, обратная связь, доска, мел, бумага, ручка. 1. Знакомство. Анкета «САН» (самочувствие, активность, настроение) – 10 минут. Инструкция: «Оцените своё состояние по трём параметрам: самочувствие, активность, настроение от 1 балла до 10, где 1 балл – низкий уровень, 1- высокий уровень». Кто готов поделиться? Обсуждение. 2. «Хлопки по кругу» - 5 минут. Цель: снятие напряжения, поддержка положительного эмоционального тонуса. Инструкция: «Сейчас мы будем хлопать в ладоши 1 раз, двигаясь по часовой стрелке. Как только я внезапно хлопаю в ладоши 2 раза, то движение хлопка начинается в противоположную сторону». Вопросы: * Почему вы ошибались? * Почему пропустили? * Что Вам помешало?
3. «Кто Я?» - 15 минут. Цель: осознание себя, понимание и принятие индивидуальных особенностей других людей. Инструкция: «Напишите 10-20 определений, отвечая на вопрос «Кто Я?». Для детей можно использовать следующий вариант: «Сдайте мне ваши листочки, я буду зачитывать ответы, а Вы постарайтесь угадать, чьи они». Обсуждение результатов: * Легко ли было писать о себе? * Каких качеств больше: положительных, отрицательных, нейтральных? * Часто ли вы задумываетесь о вопросе «Кто Я»?.
4. Притча «Золотая муха» - 5 минут. Цель: актуализация проблемы зависимости от ПАВ. Жил-был человек, которого звали Саляр. Он мог отличить, что правильно, а что неправильно, знал, что следует делать и чего не следует. Он знал так много всего, что был назначен личным помощником муфтия Зафрани – известного судьи. Однако Саляр не всегда действовал в соответствии со своими знаниями. Однажды, когда он отставил в сторону свой стакан со сладким соком, маленькая сверкающая золотая мушка опустилась на край стакана и отпила глоточек. Так произошло и на другой день, и на следующий, пока мушка не подросла до размеров, когда Саляр смог легко её видеть. Как-то, когда Саляр раздумывал над решением запутанной судейской проблемы, он поднял глаза и заметил, что муха стала намного крупнее, чем она должна быть. Он отмахнулся от неё. Муха поднялась в воздух, покружилась над стаканом и улетела прочь, но скоро вернулась назад. Она села на край стакана и отпила столько, сколько смогла. По мере того как дни шли за днями, муха становилась всё крупнее и крупнее и пила всё больше и больше. Саляр прогонял её, но скоро обнаружил, что для этого ему нужна палка. Временами ему казалось, что муха похожа на человека. Конечно, это был джинн, а совсем не муха. В конце концов Саляр закричал на муху, и, о ужас, она сказала ему: «Я беру не так уж много твоего напитка, и, кроме того, я красивая – разве не так?» Саляр изумился, затем испугался и смутился. Он стал замечать, что с нетерпением ждёт очередного посещения мухи, хотя она и выпивала часть его напитка. Он наблюдал за тем, как муха танцевала, и думал о ней почти непрерывно. Работал он всё меньше и меньше, а муха тем временем становилась всё крупнее. И по мере её роста Саляр обнаружил, что чувствует себя всё слабее и слабее. У него ухудшились отношения с муфтием Зафрани, и причиной тому, наверно, была муха. Он решил покончить с ней и нанёс ей удар, но промахнулся. Она улетела, сказав: «Ты чуть не покалечил меня только за то, что я хотела быть твоим другом…» Саляр почувствовал облегчение после избавления от мухи. Он сказал самому себе: «Я побил её, а это доказывает то, что я более могуществен, чем она – человек или джинн, муха или нет». Но когда Саляр убедил себя, что на этом дело закончилось, муха появилась опять. Она выросла совсем до огромных размеров и спустилась с потолка подобно сверкающему озеру в форме человека. Протянулись две огромных руки и схватили Саляра за горло… Когда пришёл муфтий Зафрани, разыскивая своего помощника, тот лежал задушенный на полу, боковая стена дома была проломлена в том месте, где прошёл джинн. Доказательством его огромных размеров был отпечаток ладони – огромный, как бок слона… 5. Использование знаний о возрастных особенностях детей и подростков в профилактической работе – 15 минут. Предлагаю участникам в групповой дискуссии обозначить основные возрастные особенности детей и подростков, а также эффективные приёмы профилактической работы в каждой возрастной категории. (Таблица 1). 6. «Что общего и что различного» - 15 минут. Цель: построение отношений с другим человеком, развитие способности к свободному проявлению себя как похожего и себя как отличного. Инструкция: «Объединитесь в пары. Вам нужно найти и написать 7 сходств и 7 различий друг с другом». Обсуждение: * Было трудно или легко? * Чем рискуешь, когда открываешь другим то, что им про тебя неизвестно? 7. Анкета «САН», обратная связь.Педагог-психолог
ГОУ Борский психологический центр Герасименко О.С. Литература.1. Профилактика наркотизма: теория и практика. Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого.- Самара: ГУСО «Перспектива», 2005. 2. Подхватилин Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости: Практическое руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, социальных работников. – М.: ТЦ Сфера, 2002. Методический материал.
|