Американский психолог Гарри Харлоу задался вопросом: какая мать более привлекательна для ребенка – мягкая и пушистая или та, у которой есть бутылка молока? Он разлучил детенышей обезьяны с матерью и поместил их в отдельную клетку. Там малышам предоставили возможность общаться с двумя суррогатными «обезьяньими мамами». А точнее с их чучелами. Одно из них – меховое, теплое и пушистое. Второе же представляло собой металлический каркас, но снабженный бутылочкой молока.
Еще 10 лет назад в нашей стране мы и не могли представить, насколько проблема компьютерной зависимости будет актуальна на сегодняшний день. Любимые игрушки современных детей давно уже ушли от лошадок и пупсиков, даже куклы Барби и роботы - трансформеры потеряли свою былую привлекательность. Сегодня самой желанной игрой стали компьютеры.
Давно известно, что большинство болезней появляется, как мы говорим, на нервной почве. Апатичные люди, к примеру, чаще других подвержены заболеваниям желудка и кишечника, а раздражительные – болезням печени. Длительное, нарастающее психическое напряжение – частичная причина инфаркта. И лучшая профилактика от хворей – профилактика радостью. Нужно научиться постоянно поддерживать в себе бодрый дух.
Одаренность, безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дар дан человеку, то он не исчезнет и обязательно проявится. Однако исследования последнего времени опровергли эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном развитии и главную роль в развитии одаренности играет семья. При этом одаренность ребенка может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не заметят необычных способностей своего одаренного сына или дочери, пока не поможет счастливый случай.
Как облегчить переход ребенка в новую школу или в новый класс? Как найти общий язык с одноклассниками, избежать проблем и адаптироваться? Когда в класс приходит новый ученик – это всегда большое событие для всех. Но в первую очередь для самого новичка. Школьнику предстоит освоиться в новом коллективе, привыкнуть к уже сложившимся здесь традициям и правилам. Период адаптации длится примерно три месяца и требует максимально внимательного отношения к новичку со стороны родителей и педагогов. Только в этом случае, пройдя «испытательный срок», ребенок сможет полноценно сотрудничать с членами нового коллектива, станет своим, найдет друзей.
Дорога к пониманию и принятию здорового воспитания детей непроста. Она открывается только мужественным родителям. Мужественность – это умение предвидеть трудности на пути и прикладывать силы для их преодоления. Держаться за привычное для многих важнее, поэтому чаще всего родители считают, что у них с воспитанием детей всё в порядке. Меня же как-то воспитали, и я воспитаю! Как умею! Это такой путь родителя.
Мы часто слышим выражение «мелкая моторика» и знаем, что ее нужно развивать. Но не всегда родители до конца понимают, что это такое и зачем необходимо для их ребёнка. Развитие мелкой моторики напрямую связано с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности.
Профессия педагога …. это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил. (В.А. Сухомлинский).
В своей статье хочу рассказать о некоторых проблемах профессиональной адаптации молодого педагога, о механизмах психологической защиты и предложить упражнения на саморегуляцию.
Причина, по которой ребенок не успевает в школе, это не одна, а целая совокупность ряда причин, перетекающих друг в друга. Условно эти причины разделяют на три группы: биологические, социальные и эмоциональные. Школьные навыки не заложены в человеке от природы. Поэтому их необходимо тренировать и развивать. От того, насколько ребенка обучат этим качествам, будет зависеть его дальнейшие успехи и способности в школе. Ответственность за обучение несут родители и школа.
Процесс подготовки подростка к становлению взрослым называют взрослением. Этот этап жизни считается одним из самых важных для каждого человека.Стоит отметить, что взросление является процессом прогрессивного изменения, который происходит с течением времени. И этот процесс не зависит от неожиданных социальных изменений и личных желаний человека. Если рассматривать процесс взросления с физиологической точки зрения, то этот процесс необратим и прогрессивен.
На основе врожденного темперамента формируются черты личности, которые определяют поведение в различных ситуациях и отношение к окружающему миру. Это и есть ХАРАКТЕР. Становление характера начинается с самого рождения и главная роль в этом процессе принадлежит родителям. Будущий характер малыша во многом зависит от отношения между папой и мамой, от их любви и внимания к своему ребенку, от требований к нему, от степени предоставляемой свободы. Единого, универсального «рецепта», подходящего для воспитания всех детей не существует, ведь малыши разные, развиваются по индивидуальной, заложенной природой и родителями схеме.
Родители подростков живут в постоянном страхе и постоянной надежде. Они надеются, что чадо, окруженное бесчисленными соблазнами, благодаря какому-то неведомому и счастливому инстинкту, просто и четко скажет: «Нет!». Нет наркотикам! Нет плохим поступкам! Нет всем нехороше-опасно-травматичным штукам!
Родители представляют, что непристойное предложение будет исходить от подозрительно выглядящего взрослого с бегающими глазками или какого-нибудь мальчиша-плохиша.
Для несформировавшейся психики школьника моббинг оказывается серьезным испытанием. Если вовремя не принять меры, могут возникнуть проблемы со здоровьем, связанные с эмоциональным истощением. Незамеченные поначалу переживания ребенка накапливаются и неожиданно выливаются в депрессию, серьезные нервные срывы и даже попытки самоубийства. И родители, и учителя должны быть максимально внимательны к настроению ребенка, чтобы как можно раньше обнаружить неблагополучие.
Культура речи зависит от времени, страны, семьи, социальной среды, в которой растет ребенок. Речевая культура - огромный слой этикета, человек начинает усваивать еще до того, как сам начинает разговаривать. Сначала речевому этикету ребенок учится дома. Первые учителя - родители и близкое окружение. Если слова «спасибо», «пожалуйста», «доброе утро», «спокойной ночи», «вкусно» звучат дома постоянно, нет необходимости приучать ребенка к манерам речевого этикета. Он усвоит их в общении. Речь и речевой этикет – это важные инструменты в налаживании общения с людьми, в установлении контактов, в повышении продуктивности общения.
Как чутко дети улавливают разговоры взрослых, когда они разговаривают спокойно или с раздражением, громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением и копируют их.
Прислушайтесь к разговорам детей и вы заметите проявление речевых особенностей близких людей - отца или матери, дедушки или бабушки, а также воспитателей из детского сада и других людей. Кроме проявления речевых особенностей можно заметить жесты и мимику взрослых.