В жизни дошкольника переход в школу является значимым событием. Первоклассник должен чувствовать, что самые близкие люди придают этому событию особое значение. В каждой семье есть свои традиции празднования знаменательных событий; так что, уважаемые родители, 1-го сентября приглашаем бабушек и дедушек, покупаем торт и...
Жизнь в социуме – это почти всегда поиск разумных компромиссов. Понятно, что задача вырастить за годы школьной учебы личность с такими качествами очень сложно. Нынешние школьники росли в условиях резко изменившейся в сравнении с традиционными установками прежней социокультурной среды. Как правило, у детей одной и той же возрастной группы наблюдается заметное расхождение между их паспортными данными и физиологическими показателями.Естественно, далеко не одинаковы уровень развития начинающих школьников и, следовательно, степень их эмоциональной и психологической готовности к началу учебы. Сегодня нет ни одного первого класса, в который удалось бы набрать более или менее ровный контингент учащихся.
Однако, отличаясь друг от друга, современные дети обладают целым рядом общих для них качеств.
По мнению В.П. Зинченко школа – «то место, куда ребёнка приводят за руку, а выйти из неё он должен сам». Но очень часто к самостоятельному выходу из школы и построению своего дальнейшего жизненного пути выпускник не готов. Профильная подготовка основана, прежде всего, на выборе и ответственности каждого ученика. В общем потоке обучения, в котором ребёнок движется в течение всех лет нахождения в школе, он, как правило, пассивен. Но наступает момент, когда он должен выбраться из этого потока и принять решение относительно своего будущего. Он выбирает то, что отвечает его личностным и профессиональным интересам, особенностям и способностям.
Маленький человек идет в школу. Волнуются все: и ребенок, и его родители. Каким будет его путь: трудным или легким и радостным? Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача. Главная работа в этот период отводится родителям. До 1 сентября еще есть время, начните подготовку с себя. Родители будущего первоклассника, как это не странно тоже нуждаются в подготовке «к школе».
В реализации новых образовательных стандартов существенная роль отводится школьному психологу. Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Этому учат учителя, а мы, психологи им в этом активно помогаем. Одним из основных и важных направлений в деятельности школьного психолога является осуществление непосредственного взаимодействия с детьми. Сегодня мне хочется остановиться на важных психологических аспектах, которые необходимо соблюдать при организации развивающих занятий с детьми в условиях реализации ФГОС.
Оказание коррекционной помощи начинается с диагностики, целью которой является точное определение доступного ребенку уровня взаимодействия с окружением, превышение которого неизбежно вызовет у него уход от возможного контакта, появление протестных реакций – негативизма, агрессии или самоагрессии и фиксацию негативного опыта.
Коррекционная работа с аутичными детьми проводится комплексно, группой специалистов различного профиля. Она включает в себя психологическую и педагогическую коррекцию, а также систематическую работу с родителями. Глубина аутистических расстройств не позволяет сразу приступить к развитию понимания ребенком обращенной к нему речи и его активной речи.
Темперамент – совокупность душевных и психических свойств человеческой личности, характеризующей степень возбудимости и его отношение к окружающей действительности.На протяжении длительного времени темперамент остается под пристальным вниманием ученых. Существует уже целый ряд теорий по изучению темперамента человека и его типов. В современном мире значение исследований темперамента возрастает еще и потому, что он имеет тесную связь с деятельностью человека. Тип темперамента необходимо учитывать при обучении детей, при построении всего образовательного процесса, как в школе, так и в других учебных заведениях. Особенности нервной системы необходимо учитывать при работе человека, при создании рабочего места, выборе режима сна и бодрствования.
Когда малыш появляется на свет, он, конечно же, нуждается в еде, питье и тепле.
Но более всего маленькому беспомощному комочку нужна родительская любовь и
ласка. Как показали специальные исследования, дети из детских домов, лишенные с
первых дней жизни постоянного внимания и заботы, вырастали более замкнутыми,
болезненными и интеллектуально менее развитыми по сравнению с ровесниками,
растущими в семьях. Именно от количества подаренных малышу любящих слов,
ласковых объятий и прикосновений зависит будущее, психологическое благополучие
взрослого человека. А недостатокможет
привести к появлению неуверенности в себе, а порой и настоящих болезней.
С самого
рождения ребенок испытывает потребность в общении с окружающими людьми. Ребенок
растет, и эта потребность увеличивается. Младенцу достаточно для общения
родителей и узкого круга родных и знакомых. С 2-3 лет ребенок стремится играть
с другими детьми. Однако невозможно представить себе процесс социализации
ребенка без опыта общения с другими детьми.
У детей с
нарушениями развития большинство психических функций формируются с
запаздыванием, в том числе и навыки общения.
Часто «особому» ребенку трудно установить эмоциональный контакт даже с родными, а тем более с другими детьми и взрослыми.
Успешность
обучения ребенка в школе зависит от его психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению –
понятие многоаспектное.Она
предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором
должны присутствовать все основные элементы. Какие же составляющие входят в
этот набор «школьной готовности»?
Отчего у людей появляются проблемы, и почему кто-то решает их быстро и идет по жизни дальше, а кто-то находится в них долгое время и ходит, как говорят, по замкнутому кругу? Наше отношение к жизни, к самим себе, к другим людям – это то, что направляет корабль нашей жизни, определяет его путь, причем позитивное отношение позволяет нам самим прокладывать этот путь, быть хозяином своей жизни, негативное – ставит нас в зависимость от других людей и обстоятельств.
Портрет агрессивного ребенка, причины, виды детской агрессии, памятка для родителей
Очень часто родители обеспокоены тем, что у ребенка в поведении проявляется агрессия. Но многие не знают, что агрессия может быть нормой в поведении ребенка, так как это своего рода выражение эмоции гнева , реакция на раздражители. Вот тогда агрессия становиться привычным поведением, тогда уже нужно бить тревогу – постоянная агрессия пагубно влияет на формирование личности ребенка.
Юношеская любовь необычна. В ней есть свои «неповторимости». Например, уже интересно то, что дружба и любовь, в этом возрасте, очень тесно переплетены между собой. Дружба может легко «переплыть» в любовь, а любовь – в процесс ухаживания. Конечно, мало кто в этом возрасте всерьез начинает задумываться о заключении брака. Однако, именно юношеская любовь «живет» в наших воспоминаниях вечно.
Бывают моменты, когда мы не в состоянии сдержать своих эмоций, в особенности негативных. Однако и в социальном, и в плане здоровья, для нас очень важно контролировать свои эмоциональные порывы. Любая мелочь вас раздражает и, идя на поводу этого состояния, вы можете совершить ошибки, которые очень трудно потом исправить.
Школьный невроз мешает учиться умным и способным, морально убивает тревожных и ответственных, ставит крест на детях со средними способностями. Научного определения школьного невроза пока не существует, этими словами обозначен целый комплекс проблем современного учащегося. Наиболее распространённое определение новой «болезни» звучит так: несовместимость особенностей личности учащегося и школьной ситуации.